Панорама «Оборона Севастополя 1854 – 1855 гг.» – одна из четырех в нашей стране – по праву считается выдающимся произведением русской батальной живописи. Художественно ярко, с исторической правдивостью раскрывает она героизм защитников Севастополя в период Крымской (Восточной) войны 1854 – 1856 гг.
К 50-летнему юбилею специально организованный комитет постановил создать панораму «Оборона Севастополя», поручив выполнить ее выдающемуся русскому художнику-баталисту Францу Алексеевичу Рубо (1856 – 1928). В октябре 1901 г. Рубо, получив заказ на создание панорамы, впервые приехал в Севастополь.
Эскиз был утвержден в феврале 1902 г. Над созданием полотна Ф. А. Рубо работал в предместье Мюнхена. Холст для панорамы был выткан в Брюсселе. 14 мая 1905 г. панорама была открыта.
Работала она до 25 июня 1942 г. В тот день гитлеровцы подвергли здание прицельной бомбардировке и артиллерийскому обстрелу. Во время пожара из 1610 кв. м погибли 493, а оставшиеся были сильно повреждены.
В экспозиционном зале музея, открытом в 1970 г., несколько разделов рассказывают о героях Севастопольской эпопеи, об истории панорамы. Здесь же экспонируется диорама подземно-минной войны, созданная в 1958 г. художниками В. И. Гранди и Б. Н. Беляевым.
Из экспозиционного зала по винтовой лестнице зритель попадает на смотровую площадку панорамы. Площадь ее живописного полотна – 1610 кв. м (14 м х 115 м), предметного плана – 900 кв. м.
Осматривая панораму, зритель находится как бы в центре происходящего сражения – на вершине Малахова кургана.
Раннее утро 6 июня 1855 г. Идет девятый месяц осады. Сосредоточив под Севастополем 173-тысячное войско, в день 40-летия битвы под Ватерлоо союзники решили штурмовать русские укрепления.
Сражение уже началось. Севастополь охвачен пожарами. Рвутся бомбы, клубы порохового дыма затянули город.
На внешнем рейде стоят неприятельские суда, по которым ведут огонь русские береговые батареи. Вход в Севастопольскую бухту вражеской эскадре преграждают затопленные парусные суда.
Среди развалин Корабельной слободки стоят русские резервы. Из-за отсутствия укрытия они несут большие потери. На перевязочном пункте много раненых. Сюда только что прибыл хирург Н. И. Пирогов.
Враг яростно атакует укрепления Корабельной стороны. В бухтах русские корабли огнем из своих орудий поддерживают защитников бастиона. На левом фланге Малахова кургана противоштурмовая батарея отражает очередную атаку французов. В тылу батареи – солдаты Полтавского полка, ожидающие приказа занять боевые позиции. Рядом с ними изображена Даша Севастопольская. Она принесла на бастион воду. В проходе между брустверами показаны легендарный разведчик, матрос 30-го флотского экипажа Петр Кошка и его боевой товарищ Федор Заика. Они ведут взятого в плен француза.
Большой мастер композиции, Ф. А. Рубо блестяще раскрывает нарастание напряжения боя, подводя зрителя к центру композиции – оборонительной башне. От разрыва вражеской бомбы возник большой пожар, но его никто не тушит: выбегающие из башни солдаты спешат на боевые позиции.
Слева от башни, у бруствера батареи, адмирал П. С. Нахимов руководит отражением штурма. На этом же месте спустя три недели он был смертельно ранен штуцерной пулей в висок.
С достоверным знанием исторического материала, глубоким проникновением в психологию людей написаны автором фигуры русских солдат и матросов. Всего в панораме показано около 4 тыс. фигур.
На склоне бастиона начальник Малахова кургана генерал Д. С. Юферов наблюдает за рукопашной схваткой, завязавшейся за батарею П. Л. Жерве. Сражение достигло наивысшего накала. На батарее развевается трехцветное французское знамя. Триста солдат Полтавского полка, оборонявших батарею Жерве, под натиском двух тысяч французов вынуждены с боем отходить. В эти минуты решалась судьба Севастополя.
Объезжая боевые позиции, начальник всех войск Корабельной стороны генерал-лейтенант С. А. Хрулев, мгновенно оценив обстановку, увлек за собой в атаку 138 солдат Севского полка и отходивших полтавцев. Завязалась рукопашная схватка. С помощью подоспевших шести рот Якутского полка они отбили батарею.
Потерпев неудачу на Корабельной стороне, союзники не решились идти на приступ бастионов центральной части Севастополя.
Панорама «Оборона Севастополя 1854 – 1855 гг.» – всемирно известный памятник народному подвигу. Популярность ее огромна.