ДостопримечательностиИстория и архитектураПамятники и памятные места

Памятники и памятные места

Архитектурные памятники – это сооружения, в которых овеществлены материальные и духовные ценности прошлых поколений, сооружения, которые наиболее ярко отражают вкусы времени, исторические условия, уровень технических возможностей их создателей.

Крым обладает ценным архитектурно-художественным наследием разных эпох и народностей – от таврских каменных ящиков и античных руин до великолепных дворцов русских вельмож, построенных руками крепостных мастеров. Подавляющее большинство памятников расположено в предгорной, горной и приморской частях полуострова, богатых строительными материалами и удобных для размещения городских поселений.

Многие древние и средневековые сооружения представляют собой памятники комплексные – архитектурно-археологические.

К разряду архитектурных памятников относятся античные оборонительные, жилые, культовые постройки Херсонеса, монументальные гробницы Царского и Мелек-Чесменского курганов, остатки общественного здания (первые века нашей эры) в Керчи. Значительно больше памятников средневековых. В их числе так называемые «пещерные города», где с точки зрения архитектора интерес представляют наземные постройки – единичные, плохо сохранившиеся – и, главным образом, высеченные в скалах – пещеры, казематы, гробницы, храмы.

Значительные фортификационные сооружения на крымском побережье принадлежали генуэзцам. В Феодосии (Кафе) фортификационная система состояла из городских оборонительных стен и цитадели. О былой их мощи дают представление сохранившиеся в современной Феодосии несколько башен – Криско, Климента VI, Доковая, Джиованни ди Скаффа и Константина. Поражают величием укрепления Балаклавы и особенно Судака.

Романтичный вид Судакской крепости, еще недостаточно изученной, во многом загадочной, привлекает десятки тысяч туристов, здесь открыт филиал Софийского (в Киеве) архитектурного заповедника. Шестнадцать оборонительных башен охватывают склоны конусообразной скалы двумя рукавами. У южного края скалы вырисовываются большое купольное здание (так называемая мечеть) и консульский замок, вершину венчает дозорная башня. Консульский замок состоит из донжона (главной башни), еще одной – Угловой и внутреннего дворика, заключенного между башнями и высокой зубчатой стеной.

Богатое архитектурное наследие оставили в Крыму армянские и другие безымянные, к сожалению, мастера – создатели христианских храмов, большинство которых дошло до нас в руинах. Среди уцелевших (их более десятка) есть сооружения поистине замечательные: храмы в Феодосии, Судаке, в селах Солнечная Долина (район Судака), Богатое и Тополовка Белогорского района. Большой популярностью у приезжих пользуются церковь Иоанна Предтечи в Керчи и армянский монастырь Сурб-Хач близ Старого Крыма.

Церковь Иоанна Предтечи примечательна удачным соединением двух архитектурных систем – базиликальной и крестово-купольной. До настоящего времени датировка церкви окончательно не установлена, вероятнее всего, это Х – XIV вв.

Монастырский комплекс Сурб-Хач расположен в 4 км от Старого Крыма, в тенистом лесу на горном склоне. Он создавался п перестраивался на протяжении более пяти столетий – с XIV по XIX вв. Комплекс состоит из соборной церкви, гавита (притвора) с колокольней, кухни, трапезной, монашеских келий, хозяйственных помещений и внутренних двориков. Наиболее древняя из сохранившихся построек – соборная церковь – трехнефное крестово-купопьное сооружение с боковыми приделами. Представляют значительный интерес хорошо продуманная оросительная система и планировка монастырского сада, спускающегося по оврагу четырьмя террасами с бутовыми подпорными стенами и фонтанами.

В Белогорске и Старом Крыму сохранились стены караван-сараев – постоялых дворов XIV – XV вв. Старокрымские руины мечетей и медресе (духовное училище) являются свидетелями золотоордынского периода истории полуострова.

Построенный в XVI – XVIII вв. замечательный комплекс Бахчисарайского ханского дворца с опоэтизированным Фонтаном слез ныне стал популярнейшим историко-архитектурным музеем. Дворцовый комплекс объединяет «свитский», главный, гаремный, «конюшенный» корпуса, Большую дворцовую мечеть, Соколиную башню, дворцовое кладбище с мавзолеями и баню Сары-Гюзель. Башня, минареты, островерхие завершения дымовых труб создают своеобразный, неповторимый силуэт ханского дворца. Вблизи дворца и на окраинах Бахчисарая сохранилось немало средневековых памятников. В основном это мавзолеи (Хаджи- и Менгли-Гирея, Эски-Дюрбе, мавзолеи Азиса), но есть и мечеть (Тахталы-Джами), и средневековое духовное училище (Зинджирли-медресе).

Интересны позднесредневековые постройки в Евпатории: турецкая баня, текие дервишей (мусульманский монастырь) и многокупольная мечеть Джума-Джами («пятничная мечеть»), возведенная в 1552 г. знаменитым турецким зодчим Ходжой Синаном. Мечеть расположена в восточной части современной евпаторийской набережной. Обращают на себя внимание выразительные монументальные формы храма. Прямоугольная в плане Джума-Джами обрамлена высокими гладкими стенами. Два яруса редко посаженных окон освещают двухэтажные боковые галереи, перекрытые приплюснутыми куполами, по три с каждой стороны. Центральный зал увенчан одиннадцатиметровым в диаметре куполом с шестнадцатью окнами, опирающимися на паруса и подпружные арки. К основному объему здания с севера примыкает прорезанный аркадой притвор с пятью куполами. В настоящее время в храме ведутся реставрационные работы.

Неподалеку от Джума-Джами находятся кенасы (караимские храмы) – уникальные образцы культового зодчества малочисленного ныне караимского народа. Комплекс состоит из двух храмов (Большая и Малая кенасы) и трех последовательно соединенных уютных двориков, украшенных колоннами, аркадами, фонтанами, мраморными плитами с орнаментами тонкой работы и письменами на древнееврейском языке. Евпаторийские кенасы с их двориками, построенные в начале прошлого века, много раз переделывались, в их архитектуре заметно влияние русского классицизма.

Время их строительства (1807 – 1815) совпадает с периодом «высокого», или «зрелого», классицизма в русской архитектуре – течения, основанного на применении классических архитектурных ордеров, симметричных композиций, компактных объемов, сочетаний белых портиков или колоннад с монументальной плоскостью стен светло-желтого цвета.

Русский классицизм XIX в. вписал яркую страницу в историю крымского зодчества. После присоединения Крыма к России начался бурный рост крымских городов – Керчи, Феодосии, Евпатории, были заложены новые города Симферополь и Севастополь. В стиле русского классицизма в Симферополе построены лавки с колоннадой (начало XIX в.), бывшая загородная усадьба врача Ф. К. Мюльгаузена (около 1811 г.), странноприимный дом Таранова-Белояерова (1826 г.), загородный дом Воронцова в парке «Салгирка» (1827 г.), детский приют (ныне Крымский краеведческий музей), здания офицерского (художественный музей) и дворянского (республиканская библиотека) собраний и многие другие, попавшие и еще не попавшие в категорию памятников. Некоторые сооружения, выдержанные в традициях русского классицизма, сохранились и восстановлены после войны в городе-герое Севастополе: Графская пристань (1846 г.), Петропавловский собор (1848 г.).

Большинство выполненных в этом стиле зданий представляет значительную художественную ценность и вполне может быть причислено к памятникам. Однако в настоящее время мы относимся к ним как к вполне современной застройке, тем более, что в традициях классической русской архитектуры строили многие наши советские зодчие вплоть до середины XX в. Наряду с классицизмом процветали, конечно, и другие стили – модерн (конец XIX – начало XX в.), конструктивизм (30-е годы), тоже оставившие немало интересных сооружений. Их надо сохранить в условиях назревающих реконструкций городских центров. Нужен неотложный и тщательный отбор всего, что необходимо оставить неизменным.

В результате недавнего отбора список архитектурных памятников Крыма значительно пополнился. В него вошли замечательные дворцы Южнобережья – Алупкинский, Гаспринский, Ливадийский, «Дюльбер», «Кичкине», бывшая дача «Ласточкино гнездо», армянская церковь в Ялте, храм у Байдарских ворот (близ поселка Форос). К памятникам в областном центре прибавились новые: Петропавловский собор, «Долгоруковский» обелиск, бывшая караимская кенаса (ныне радиоцентр), здания банка (1910 – 1912 гг.), театра имени М. Горького (1911 г., архитектор А. Н. Бекетов), бывший дом академика П. С. Палласа (конец XVIII в.). Пополнились такого рода списки и в других крымских городах.

В дальнейшем в крымских городах предполагается создать заповедные зоны – улицы, кварталы, группы кварталов. Такие зоны первыми появятся, вероятно, в Керчи (вблизи горы Митридат) и в Симферополе (улицы Пушкина, Жуковского, Желябова). В Севастополе может стать заповедной застройка улиц Ленина, Большой Морской, площадей Пушкина, Ушакова, Нахимова – точнее, вся центральная часть, возведенная в историческое единочасье. Представляющая и ныне высокую художественную ценность, в будущем она станет памятником беспримерному созиданию в тяжких условиях послевоенной разрухи.

Какие из современных сооружений удостоятся чести называться архитектурными памятниками, покажет время. Можно предположить, что среди них будет Симферопольский железнодорожный вокзал, жилой дом на ул. Жуковского (№ 11), площадь им. В. И. Ленина в Симферополе, площадь Советская в Ялте, Международный пионерский лагерь «Артек», дворцы здоровья «Горный», «Россия», «Украина», «Черноморье», «Парус», курортные комплексы «Донбасс», «Ай-Даниль», «Айвазовское», «Фрунзенское», некоторые высотные жилые дома и гостиницы. Хочется верить, что в эту категорию попадет и часть сооружений, еще не созданных – тех, что ныне строятся или рождаются в чертежах.

 

Источник: Крым. Путеводитель. Сосновский С. К.