г. Севастополь
В первую же ночь Великой Отечественной войны в севастопольском небе появились вражеские самолеты. От них отделились неизвестные предметы, которые спускались на парашютах и при падении на землю взрывались. Часть их упала в море. Военными специалистами было высказано предположение, что противник сбрасывает обычные якорные мины. Вечером 22 июня в результате подводного взрыва погиб буксир СП-12, через 2 дня – 25-тонный плавучий кран, затем эсминец «быстрый». Оказалось, что гитлеровцы применили новый вид оружия – неконтактные донные магнитные мины, которые взрывались под воздействием массы проходивших над ними судов. Ставя электромагнитные мины на фарватерах, немецко-фашистское командование рассчитывало закупорить главную базу Черноморского флота, а затем уничтожить корабли ударами бомбардировочной авиации.
Средство борьбы с неконтактными минами нашли героические катерники дивизии ОВРа (охраны водного района). На большой скорости катера проходили под местами, где было отмечено падение мин, и сбрасывали глубинные бомбы, от взрыва которых мины детонировали и взрывались. Но этот метод, естественно, не являлся абсолютно надежным и таил в себе огромный риск.
Для быстрейшего решения сложной проблемы штаб Черноморского флота создал в начале июля группу военных инженеров. Вскоре был создан первый электромагнитный трал.
9 августа 1941 г. в Севастополь прибыли известные ученые-физики, впоследствии академики, А. П. Александров и И. В. Курчатов. Наступили дни напряженной работы. Советские ученые вместе со специалистами Черноморского флота, тщательно и всесторонне изучив основы нового оружия, теоретически основали метод противоминной защиты кораблей путем их размагничивания. Основанная на их исследованиях специальная противоминная обработка боевых судов перед выходом в море дала положительные результаты. Обработанным таким способом надводным и подводным кораблям флота не страшны были вражеские магнитные мины.
В 1976 г. в честь подвига ученых и военных инженеров в бухте Голландия сооружен памятник (авторы – скульптор С. А. Чиж, архитекторы А. И. Баглей, А. Л. Шеффер). Он представляет собой стелу из серого гранита, на лицевой грани которой изображена подкова магнита с силуэтом корабля между ее полюсами. На стеле надпись: «Здесь в 1941 году в сражающемся Севастополе группой ученых под руководством А. П. Александрова и И. В. Курчатова были проведены первые в стране успешные опыты размагничивания кораблей Черноморского флота.
Источник: С. Н. Шаповалова. «Крым. Памятники славы и бессмертия»