Республика КрымНаука и образованиеНаука и образование в Крыму

Память прошлого есть дорога в будущее

Конец XIX в. для Крыма отмечен ярким проявлением научной мысли, подъемом экономики. Это время активного приобщения широких масс к познанию своего края. А. И. Маркевич писал: «В последнее время число лиц, специально изучающих Крым и Тавриду, стало особенно увеличиваться. И неудивительно. Этот край представляет обширное и весьма благодарное поприще для ученого исследователя, равно как он представляет глубокий интерес для всякого образованного и любознательного человека».

Изучение Крыма – последовательное, целенаправленное, т. е. краеведение – должно было стать отправной точкой, которая впоследствии обеспечила бы будущее благосостояние края. Люди науки, педагоги по призванию – А. И. Маркевич, С. А. Мокржецкий, Е. В. Вульф и другие – видели в будущих поколениях образованных, знающих свой край граждан.

К началу ХХ в. в Крыму успешно работали как государственные, так и общественные организации, ставившие задачи воспитания у сограждан стремления к знанию истории своего края. Показателем плодотворной деятельности одного из таких учреждений стало празднование 25-летия Таврической ученой архивной комиссии (ТУАК) в 1912 г. Юбилейный сборник N 48 сохранил для истории высокую оценку современников. На первой странице – текст высочайшей телеграммы Его Императорского Величества государя Николая II с пожеланием всем деятелям комиссии дальнейших плодотворных трудов. Следует вспомнить первого председателя ТУАК, видного государственного деятеля, сына Х. Х. Стевена – Александра Христиановича. Он не только был одним из организаторов ТУАК, но и сам активно участвовал в экспедициях по Крыму, организуемых комиссией. Особенно отмечено время плодотворной работы комиссии, когда в ее составе были А. Х. Стевен, А. И. Маркевич, Ф. Ф. Лашков и другие. Перечень поздравлений, полученных более чем от 40 обществ и учреждений самых разных профилей, изумляет пестротой географических названий мест России. Глубокое уважение выражено лично председателю ТУАК А. И. Маркевичу, неутомимому исследователю, историку и патриоту своей земли.

В начале ХХ в. краеведческая литература предлагалась читателю в достаточном разнообразии. Однако неутомимые, беспокоящиеся о подрастающем поколении все те же А. И. Маркевич и С. А. Мокржецкий берут на себя труд проведения конкурса учебников и книг по родиноведению специально для Таврической губернии. От земства, учредившего этот конкурс, председательствовал А. А. Стевен, сын А. Х. Стевена. Целью этого конкурса стало создание такой литературы для детей, где «выражения, непонятные жителю южной России, к примеру: соха, овин, береза, жниво и т. д.» были либо заменены, либо разъяснены. Конкурс был объявлен 4 января 1916 г. Последовавшие исторические события круто изменили жизнь огромной страны. Это и многие другие ценные начинания остались проектами.

Будучи ученым мирового масштаба, Е. В. Вульф считал своим долгом донести научные сведения детям. Кроме фундаментальных научных трудов им был написан ряд работ, направленных на популяризацию краеведения среди молодежи. В этом благородном стремлении единомышленниками были многие ведущие ученые и исследователи Крыма.

Учитывая достаточно мощную сеть музеев Крыма сегодняшнего времени и их воспитательную роль, можно с уверенностью говорить, что эти ученые, популяризируя науку, неся ее в широкие массы, блестяще выполнили миссию, которую добровольно на себя взяли. Вся их жизнь есть служение на благо Крыма, на благо Отечества.

 

Источник: В. К. Карагуля. «Известия Крымского Республиканского краеведческого музея», N 10, 1995 г.