ДостопримечательностиРелигияМонастыри и церкви

Открытие духовной семинарии. Храм во имя Трех Святителей

Для подготовки православного духовенства в 1873 г. в Симферополе была открыта духовная семинария, здание которой расположено рядом с храмом Трех Святителей.

Эта белоснежная церковь, увенчанная пятью куполами, находится на перекрестке улицы Гоголя и переулка Героев Аджимушкая.

В 80-х гг. XIX в. главным зданием переулка был учебный корпус семинарии. Двухэтажное здание, выстроенное в строгих традициях русского классицизма в 1873 г., фасадом развернуто на бывшую Сенную площадь.

19 августа 1873 г., в воскресенье, в Симферополе совершалось торжество, какого еще не бывало в Таврической епархии: в этот день открылась духовная семинария. «Епархиальные ведомости» подробно описали это событие, на которое прибыло более 200 гостей не только из Крыма, но и из других губерний. Среди них был и архиепископ Херсонский и Одесский Дмитрий, принявший участие в освящении семинарского храма.

Семинария давала не только богословское образование. Здесь преподавали математику, родную и классическую литературу, историю, философию, естествознание. Но преобладало божественное религиозно-нравственное начало.

На втором этаже рядом с учебными классами в правом восточном крыле здания была устроена церковь во имя Трех Святителей.

Со временем семинарская церковь стала тесной. И в год 25-летия семинарии 18 июня 1900 г. состоялась торжественная закладка нового храма. Владыка Николай поставил деревянный крест на месте будущего престола, а в крестообразное углубление в грунте, заполненное камнем, была положена плита с надписью, что храм заложен при императоре Николае II, в святительство епископа Николая, по проекту зодчего

А. Карапетова, усердием таврического духовенства и почившего раба Божия Николы Поповцева из Торжка.

10 сентября 1903 г. в новом храме, вместившем до 300 человек, состоялось первое богослужение. Освящение церкви совершалось с особой торжественностью в связи с тем, что в это время в Симферополе проходил съезд епархиального духовенства.

Перед нами храм, представляющий собой красивую базилику по типу древнехристианских церквей. Необходимость строго соблюсти «красную линию» застройки и закрепить градостроительно ответственный угол улицы Гоголя и Семинарского переулка заставили зодчего отказаться от традиционного крестообразного и использовать прямоугольный план церкви. Алтарная апсида частично выступает из прямоугольника тремя своими гранями, обогащая пластику восточного фасада, на котором более сдержанный декор.

Храм стоит на высоком двухметровом декоративном цоколе, не соответствующем уровню пола (пол находится значительно ниже). Три пышно оформленных входа ведут в церковь: главный – с торца и два боковых. Центральный объем храма выглядит наиболее торжественно и хорошо просматривается с улицы Гоголя. Со стороны переулка фасад храма украшает изображение Трех Святителей.

Внутри храм поражает величием и целостностью единого, без опор, объема, где просматривается трехчастное деление. Купольный зал залит боковым и верхним светом. Приподнятая на две ступени алтарная часть останавливает внимание богатым иконостасом.

Росписи храма были выполнены художником Д. П. Праведниковым. В конце 1901 г. правление семинарии обратилось к петербургскому фабриканту Жевержееву с просьбой выслать рисунки и смету на устройство иконостаса. Из предложенных образцов был выбран рисунок дубового иконостаса, «резного, сделанного в византийском стиле», ценой 7240 рублей. Установили иконостас в год освящения храма. По отзывам современников, он представлял собой большую ценность, органично сочетался с интерьером храма. После закрытия храма в 1924 г. иконостас был уничтожен, а в здании долгие годы размещался областной архив, затем – хранилище библиотеки им. Франко. В 1989 г. храм возвращен епархии.

Проект реставрации храма разрабатывался в Крымском отделении института «Укрпроектреставрация» архитекторами

Е. Самониной и О. Сергеевой, искусствоведом Л. Ильяшенко. На стенах этого храма изображены проповедники христианства в Крыму, когда оно еще не имело статуса государственной религии. Известно, что начало христианству на полуострове положили два апостола: один из числа 12 – Андрей Первозванный, другой из числа 72 – епископ Римский св. Климент. Его изображение есть в храме Трех Святителей.

Построенная в традициях русско-византийского стиля в начале и отреставрированная в конце ХХ в., церковь Трех Святителей вновь радует всех, кому дороги история, культура и духовность.

 

Источник: Н. Проскурина. «Православные святыни Крыма»