В Скифии господствующее положение занимали царские скифы. Они составляли основную силу во время военных походов. На ранних этапах своей истории царские скифы представляли, очевидно, союз племен, каждое из которых имело собственную территорию и находилось под властью своего царя. Такое деление племен отражено в рассказе о трех соединениях скифского войска во время войны с Дарием I. Причем предводитель самого большого и наиболее мощного воинского соединения скифов Иданфирс считался старшим.
Впоследствии, в IV в. до н. э., власть над всеми скифскими племенами сосредоточилась в руках одного царя – Атея. Концентрация власти была важным шагом на пути превращения союза племен в единую народность, объединенную под единым управлением.
Царские скифы считали себя «лучшими и самыми многочисленными. Остальные племена зависели от этой господствующей группы. Эта зависимость выражалась в уплате дани.
Форма зависимости подвластных народов от царских скифов была различной. В одних случаях она могла быть более мягкой, в других жесткой. Прямое влияние на характер взаимоотношений могла иметь степень этнического родства, когда близкие по этносу и культуре народы находились в более привилегированном положении, чем этнически чуждые.
С момента появления на исторической арене скифское общество выступало как сложное образование. Важную роль играла родоплеменная структура, однако постепенно ее основы были подорваны и видоизменены ростом частной собственности, имущественного неравенства, выделением богатой аристократической верхушки, сильной власти царя и окружающей его дружины.
Основу скифского общества составляла малая индивидуальная семья, собственностью которой были скот и домашнее имущество. Но семьи были разными. Богатые семьи имели большие стада, в то же время существовали настолько обедневшие семьи, что не могли обеспечить ведение самостоятельного кочевого хозяйства из-за небольшого количества скота.
Во главе скифов стояли цари и родовые старейшины, которые также возглавляли воинские подразделения. Власть царей была наследственной и достаточной сильной. Существовало представление о божественном происхождении царского рода. Цари исполняли также судебные функции. Неповиновение приказу царя каралось смертью. Ближайшим окружением царя являлась его личная дружина, состоявшая из числа лучших воинов.
В определенной степени власть царя ограничивалась институтами родового строя. Высшим законодательным органом было народное собрание – «совет скифов», имевший право смещать царей и назначать новых из числа членов царского рода.
Источник: В. П. Дюличев. «Рассказы по истории Крыма»