Республика КрымИсторияЭтнография Крыма

Обручение караимов – нышан

Сговор о женитьбе происходил между отцами семейств обычно еще в младенчестве детей. По достижении ими брачного возраста родители объявляли о дне обручения, не спрашивая согласия и не считаясь с несогласием детей.

Вечером назначенного дня в доме жениха собирались женатые родственники, друзья и старейшины. Газзан читал краткую молитву. После этого жених (кийув) заявлял о намерении обручиться с невестой (кэлин). Он вручал священнику символические знаки и просил передать их невесте. В качестве знаков обручения (нышан) использовали обычно кольцо, браслет или несколько червонцев. Затем жениха поздравляли. После этого он не должен был видеться с невестой до брака.

Свидетели жениха с музыкой направлялись в дом невесты, где их встречала мужская часть семьи. Отцу невесты вручали знаки обручения. Затем гостей угощали под музыку, сопровождавшую затем и другие действия свадебного сценария. На все время свадьбы жених заказывал оркестр (чал), состоявший обычно из трех – пяти исполнителей на разных инструментах. Нередко это был народный ансамбль крымских татар из Бахчисарая и Кале. Лучшие ансамбли, славившиеся на весь Крым, заказывали заблаговременно. После угощения отец невесты одаривал свидетелей платками, и на этом обряд обручения заканчивался.

Обручение имело почти то же правовое значение, что и свадьба, за исключением передачи прав наследования.

После обручения и за две – три недели до свадьбы родные, друзья и знакомые жениха посылали ему отрезы материи, принадлежности женского туалета и другие подарки – хонджа (в буквальном смысле – подарки, приданое). Они включались затем в состав приданого и использовались при шитье одежды невесте. Хонджа служили заметным подспорьем при приготовлении приданого – джийиз – невестам из семей с небольшим материальным достатком.

Организацию и руководство свадебными обрядами родители жениха и невесты поручали опытному в таких делах человеку – чыракчы (распорядитель на свадьбе), обычно из бедного сословия.

В сопровождении музыки чыракчы относил в дом невесты хонджа и варенье. Мать невесты одаривала его платком и деньгами. Через чыракчы жениху передавали ответный подарок – хонджа авазы (подарок-отголосок).

Через пару недель по получении хонджа в доме невесты устраивали вечер кройки платьев – хонджа кэсмэк (буквально – кройка хонджа). Собирались женщины и кроили под музыку платья. Работу торжественно начинала самая почтенная гостья. В кройке участвовали все присутствующие. Одновременно участники хонджа кэсмэк угощались вареньем, запивая его водой. Шить раскроенные платья приглашали обычно женщин или девушек из бедных семей, чтобы дать им возможность заработка и таким образом поддержать материально.

 

Источник: Ю. А. Полканов. «Обряды и обычаи крымских караимов-тюрков»