Республика КрымИсторияЭтнография Крыма

Образование крымских татар сегодня

Депортация 1944 г. сопровождалась целенаправленным разрушением институтов национального образования крымских татар. После депортации крымскотатарская высшая и средняя школы прекратили свое существование.

Согласно архивным данным, были закрыты 371 школа, педагогический институт, 2 педагогических училища, институт литературы и языка, все виды многочисленных библиотек. Книги и учебники были собраны и сожжены.

В 1960 – 1980 гг. после отмены режима спецпоселений крымские татары в местах депортации были допущены к получению среднего и высшего образования. Однако при этом образование можно было получить только на неродном языке; создание учебных заведений любого уровня с преподаванием на крымскотатарском языке не допускалось; любая работа, направленная на возрождение образования на крымскотатарском языке, пресекалась (не допускались исследования по грамматике, истории, методике обучения языку и т. п.); существовал перечень специальностей, прежде всего гуманитарного профиля (юриспруденция, история, международные отношения и пр.), на которые крымские татары не допускались.

В 1968 г. органы власти предприняли меры, которые свидетельствовали бы о внешнем благополучии в национальном вопросе в Советском Союзе. Это были Указ «О гражданах татарской национальности, проживающих ранее в Крыму», печально известный по своим последствиям, и открытие при Ташкентском госпединституте имени Низами отделения крымскотатарского языка и литературы, работа которого должна была быть направлена не на возрождение крымскотатарского образования, а наоборот, на ассимиляцию в местах ссылки.

Чтобы удержать крымскотатарский народ в местах высылки, в нескольких школах Узбекистана было введено факультативное или предметное изучение крымскотатарского языка. К 90-м гг. Ташкентский госпединститут выпустил 500 преподавателей крымскотатарского и русского языков. Однако они после получения образования работали преподавателями русского языка и литературы, так как школы с преподаванием на крымскотатарском языке в СССР отсутствовали.

По возвращении в Крым эти специалисты и составили минимум учительских кадров по родному крымскотатарскому языку, который с начала массового возвращения народа в Крым заполнил собой сферу национального образования и средств массовой информации на родном языке.

Социологические исследования показывают, что около 25% крымских татар имеют высшее и среднее специальное образование, в отличие от других жителей Крыма. Например, в 1992 г. в Красногвардейском районе только 39% крымских татар с высшим образованием и 43% со средним специальным работали по своей специальности. Аналогичная ситуация наблюдалась и в других районах Крыма.

Говоря о возрождении крымскотатарского языка и его нормальном функционировании в республике, который сильно пострадал по причине депортации носителя языка – крымскотатарского народа, нельзя не сказать о том, что современная наука не работает на крымскотатарский язык: не изучается история языка, уходящая своими корнями в древнюю тюркскую эпоху. Почти нетронутыми остаются богатая и разнообразная древнетюркская письменность, поздние письменные памятники. Только 6 лет назад начали изучать источниковедческий материал и связанную с ним текстологию. До сих пор не восстановлен Научно-исследовательский институт крымскотатарского языка и литературы, существовавший в Симферополе до депортации.

Система образования в Крыму с 1944 г. стала практически моноязычной, т. е. русскоязычной. Более полутысячи школ вели обучение на русском языке. Поэтому с первых же дней начала возвращения в Крым крымскотатарский народ поставил перед собой задачу – возродить крымскотатарский язык как главный стержень существования народа, средство приобщения к своим истокам и наследию предков, к его обычаям, истории, этнопедагогике и этноэтикету, этнокультуре. Вне языка, вне образования на нем не может быть приобщения к богатому сокровищу народа.

До депортации тысячи крымских татар получили высшее и среднее специальное образование не только в Крыму, но и за его пределами. Так, из 3007 студентов в Крыму 1089 были крымские татары, из 5367 учащихся техникумов – 1089 были представителями коренного народа. В начале II мировой войны медицинский и педагогический вузы были эвакуированы в Армавир, где продолжали свое обучение сотни крымскотатарских студентов. Сотни крымских татар были направлены для получения высшего и среднего специального образования в Москву и другие города СССР.

В подготовке кадров высшей квалификации активное участие принимали и крымскотатарские ученые. Так, на кафедре крымскотатарской (восточной) филологии Крымского пединститута (ранее – Крымского университета) работали академик Бекир Чобан-Заде, профессор И. Лёманов, доцент А. Ислямов и мн. др.

Научно-методическим обеспечением образования крымских татар на родном языке занимался Крымский научно-исследовательский институт Наркомпросса Крымской АССР (позже – Научно-исследовательский институт языка и литературы им. А. Пушкина).

Массовое возвращение крымских татар на родину началось в 1987 г., после начала либерализации коммунистического режима в СССР. В это время в Крыму не было ни одного крымскотатарского образовательного учреждения. С 1987 по 2003 гг. ситуация изменилась в лучшую сторону. Сегодня в Крыму есть – еще не достаточно, но с каждым годом число увеличивается – крымскотатарские школы и классы с крымскотатарским языком обучения в общеобразовательных школах.

Крымские татары сегодня свободно могут учиться в любом среднем специальном и высшем учебном заведении.

 

Источник: по материалам Фонда исследований и поддержки коренных народов Крыма