культура
| Третьяковская галерея представляет живописцев Тавриды | |
Данью «счастливой Тавриде», вдохновляющей поэтов и художников России, служит проект «Крымские вечера на Крымском валу», реализуемый Третьяковской галереей (ГТГ). В этом цикле развернута выставка «Энергия Крыма», где музей впервые показывает живопись Владимира Филатова – одного из ведущих художников Крыма.
Единое культурное пространство, сложившееся за 2 столетия, не распалось с появлением государственной границы между Россией и Украиной, подчеркнули инициаторы проекта в интервью РИА «Новости». Севастопольская городская администрация, Московский фонд поддержки соотечественников имени Юрия Долгорукова и Московский фонд развития межрегиональных связей «Сотрудничество» стремятся» открыть российским зрителям крымских мастеров ХХ века».
Заслуженный художник Автономной Республики Крым Владимир Филатов по праву занимает особое место среди крымских живописцев послевоенной поры, пояснил корреспонденту РИА «Новости» заместитель директора ГТГ, доктор искусствоведения Александр Морозов. 70-летний мастер «развивает лучшие традиции русского импрессионизма, со всей глубиной в подходе к натуре и высокой живописной культурой», – рассказал замдиректора ГТГ.
Сотрудники Третьяковки видят добрый знак в совпадении адреса здания ГТГ на Крымском валу, где размещена выставка, с названием полуострова, многим русским художникам служившего прибежищем.
Энергичная кисть Филатова запечатлела горные массивы Крыма, цветущую степь и ажурный берег, изломанные улочки Гурзуфа и Бахчисарая. В его ландшафтах точно подмечен и облик того или иного конкретного городка, и «гений места». Картины будто напоены солнцем и энергией древней крымской земли. При этом, подчеркнул искусствовед, «в этих пейзажах нет какой-либо салонности, зато превосходно передано радостное впечатление, которое у россиянина всегда оставляет Крым». Художник с равным азартом, динамичным ритмом и цветовой раскрепощенностью пишет и лирические натурные этюды, и виды Евпатории в «гобеленовом» стиле, и акварели.
Творческая судьба Филатова началась довольно поздно – в 28 лет, а прежде были сиротство, детский дом, трудовые лагеря в Германии и другие тяготы. Упорный труд и дарование далеко не сразу получили официальное признание, – в Союз художников СССР Филатова не принимали до 1983 г., хотя он постоянно экспонировался. Все дело в том, что манера художника не вписывалась в каноны соцреализма – по его собственным словам, он «никогда не мог писать пионеров».
Творческая одержимость, свобода личности, осознание трагизма бытия и величия мироздания роднит Филатова с творчеством Ван Гога, которого художник из Крыма считает своим главным учителем.
РИА «Новости»