культура
Традиция эта дошла до нас из давних времен, когда у подножия горы жили греки-колонисты и на вершине Эклизи-Бурун, что в переводе с древнегреческого означает «Церковный мыс», стоял православный храм. После изгнания греков турками он был заброшен и впоследствии разрушен. П. И. Сумароков в своей книге «Досуги крымского судьи», вышедшей в 1803 году, писал о Церковном мысе так: «Поверхность усеяна камнями, бурунами, между коих видны развалины греческой церкви, зовемой Панагией, т.е. Пресвятая, куда греки единожды в год в Троицын день возносились многолюдным ходом для молебствования».
В наше время следов от храма здесь практически не осталось, хотя попытки раскопок и предпринимались. Незадолго перед праздником Святой Троицы на вершину поднялась группа прихожан храма Святой Варвары села Доброго с тяжелым грузом - 150-килограммовым камнем, на котором изображен голубь - символ Духа Святого. Третью ипостась Пресвятой Троицы вырезал в камне один из прихожан - р. Б. Олег. Это уже третья его работа. Первый подобный камень установлен во дворе Свято-Варваринской церкви, второй - на Иверском источнике в с. Краснолесье Симферопольского района.
Утро выдалось не самым подходящим для восхождения: прошел дождь, горы были покрыты тучами, из-за которых во время подъема дальше 8 -10 метров ничего не было видно, пронизывающий ветер буквально сносил с ног. Но несмотря на препятствия, вся группа добралась до вершины. Богослужение совершали благочинный 1 Симферопольского округа протоиерей Богдан Северин, настоятель севастопольского храма Святого Митрофана Воронежского протоиерей Александр Савичев, иереи, настоятели храмов Святой Варвары Димитрий Кротков и Святого Николая, что в с. Пионерском, Роман Иванов. После молебна с акафистом было совершено освящение камня. И тут выглянуло солнце, тучи понемногу разошлись, с вершины открылась красивейшая панорама. С северной стороны виднелся Симферополь, с южной - Алушта. Блестела на солнце умытая дождем посвежевшая зелень деревьев и кустарника, покрывающих крымские горы. Ветер не стих, но стал теплее и мягче, заботливо высушивая промокших паломников.
По отзывам паломников, после восхождения в души их вошло какое-то особенное ощущение благодати. Ведь они побывали в необычном месте: не зря наши предки называли Чатыр-Даг престолом Божиим.
Ortodox.com