ДостопримечательностиАрхеологияАрхеология Крыма

Наследие средневековья

Уже с IV в. н. э., в связи с распространением православия и византийских обычаев, в Крыму все чаще и чаще появляются изображения крестов и других символов, связанных с христианством: павлинов, голубей, чаш, виноградных лоз. Особенно ярко выражена подобная символика на раннесредневековых надгробиях и стенах погребальных склепов на территории Керченского полуострова. Со временем изображения крестов появляются на скалах юго-западного Крыма в связи с возникновением так называемых «пещерных городов», а еще позже – вместе с ликами святых – на стенах многочисленных храмов и монастырей. Правда, здесь нужно иметь в виду следующее обстоятельство: не все кресты, встреченные на территории горного Крыма, являются христианскими. Некоторые из них могут относиться и к дохристианским временам.

В период раннего средневековья на Боспоре возникает большой ремесленный центр по производству золотых, серебряных и бронзовых застежек и пряжек, богато украшенных цветной силикатной пастой, стеклом, драгоценными камнями и изображениями хищных зверей.

На некоторых изделиях ремесленников средневекового Боспора встречаются изображения, подобные сарматским знакам. Эти изображения встречаются в различных местах Крыма – на своде пещеры Чокурча, на скалах и камнях Чуфут-Кале (близ Бахчисарая), на черепицах Тепсеня (пос. Планерское), Эски-Кермена (юго-западный Крым) и Херсонеса.

Интересную историю знаков на черепицах обнаружили археологи при раскопках Феодоро – Мангупа, того самого, где находилась столица одноименного княжества. Подобные знаки, выполненные высоким рельефом, рассматриваются рядом исследователей как метки мастеров. Форма их – самая разнообразная. Так, некоторые из них почти аналогичны сарматским знакам, другие являются буквами греческого алфавита, третьи – изображениями креста, круга, треугольника, звезды, волнистой линии, различных животных – лошади и т. д.

Но как все-таки расшифровать эти клейма? Действительно ли они были метками мастеров и ничем больше? С этим согласны далеко не все исследователи средневекового Крыма. Клейма на керамических изделиях могли быть и знаками заказчиков, могли иметь и религиозное значение.

Многочисленны и разнообразны средневековые знаки. Ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что изображения солнца и солнечных символов, употребляемых половцами и другим средневековым населением Крыма, восходят к глубочайшей древности. В средневековом Крыму встречаются даже «солнечные» амулеты, изготовленные из металла, в виде кольца или двух концентрических крестообразно соединенных колец.

Вера в магическую силу солнца была настолько устойчивой, что отразилась и в орнаменте средневековых зеркал, найденных на территории Крыма. Изображенные на этих зеркалах композиции в виде кругов, крестообразно пересекающихся линий могли играть роль оберегов от «нечистой силы». Об этом свидетельствуют многочисленные этнографические примеры.

В Крыму известны случаи, когда на каменных надгробиях высекались изображения тех орудий труда, которые служили погребенному при жизни. Так, на могиле портного (могильник у с. Верхоречье, б. Бия-Сала) изображены ножницы и линейка, а на могиле средневекового жителя села Шурю, вся жизнь которого была связана с ткацким станком, – детали ткацкого станка. Еще более красноречиво изображение плуга на одном из надгробий, найденных близ средневекового поселения в Ласпи.

На территории Крымского полуострова встречаются и средневековые каменные, высотой в рост человека, изваяния. Это – памятники половецкой знати – мужчин-воинов и женщин. Те и другие одеты в вышитые кафтаны и шаровары, заправленные в сапоги. На головах истуканов – либо шлем или круглая шапочка, либо женская шляпа с высокой тульей. Руки всегда на животе и держат сосуд, который, по мнению исследователей, служил для жертвенных возлияний. Нередки на изваяниях и различные украшения, а также мелкие предметы и оружие, подвешенные на поясах.

В Крыму подобные памятники – так называемые «бабы» – обнаружены в Красноперекопском, Сакском, Кировском и Бахчисарайском районах. Иногда, еще в древности, они были разбиты, и сейчас удается найти лишь отдельные их части. Так, например, на Тарханкутском полуострове была найдена верхняя часть женской фигуры. На ее одежде сзади – орнамент в виде небольших ромбов. Более затейливым геометрическим узором украшены рукава кафтана. Нижнюю часть другого женского изваяния археологи нашли в одном из курганов вблизи Евпатории. Сохранились только ноги, обутые в сапоги.

Из всех символических начертаний средневековья наиболее широко и долго бытовали в Крыму тюркские знаки – тамги, аналогичные сарматским знакам. Их можно встретить и на скалах, и на бывших межевых камнях, и на могильных плитах.

«Секреты» тюркских тамг в настоящее время известны сравнительно хорошо. Если знак ставился на надгробье, он обозначал, кто захоронен в могиле. Этим же знаком хозяин помечал границы своего земельного участка, метил свое имущество, в том числе и самое главное – табуны, ибо скот у кочевников был основным источником существования. Знак наносился на шкуру животного при помощи раскаленного железного тавра. У татар, например, существовали даже специалисты-тавровщики, имелись построенные для этой цели здания.

Страшный знак – невольничье тавро – наносился на тела пленников, захваченных во время разбойничьих набегов.

Раскрытию смысла подобных знаков помогает изучение всевозможных надписей, находимых в Крыму. Они проливают свет на различные исторические события, рассказывают о римских и византийских войсках, стоявших в Херсонесе и других местах Крыма, о князьях и военачальниках Мангупа, о генуэзских консулах, заботливо укреплявших и украшавших итальянские города Кафу, Сугдею, Чембало, и о многом-многом другом.

Одни надписи высекались на могильных памятниках, другие – на плитах, вмурованных в стены различных построек. Надписи эти на разных языках: греческом, латинском, армянском, древнерусском, караимском, древнееврейском, арабском, старотюркском, крымскотатарском. Разноязычие было вызвано этнической пестротой населения полуострова в средневековую эпоху и являлось следствием особого географического положения Крыма на пути из Европы в Азию.

 

Источник: В. Драчук. «Шаг в неведомое»