ДостопримечательностиИстория и архитектураПамятники архитектуры

Медресе

В 1925–1926 гг. в Старом Крыму работала археологическая экспедиция во главе с профессором И. Н. Бороздиным. Из архитектурных памятников Крыма-Солхата главным объектом исследования было избрано медресе. Постройка прилегает вплотную к мечети Узбека, и потому сооружение ее приписывают обычно к тому же золотоордынскому хану. Оправдано ли это? На наш взгляд, налицо здесь два разных здания, которые не могут принадлежать одному времени. Сделать такой вывод заставляют нас результаты недавнего обследования. Прежде всего, совершенно ясно, что с появлением медресе связана переделка мечети. Небольшие окна в южной стене – по сторонам михраба – были заложены и превращены в ниши, так как новая постройка их заслонила, сделала ненужными.

Так называемое медресе это квадратное в плане строение с внутренним открытым двором, вокруг которого со всех сторон располагались некогда кельи каменные клети с узкими, как бойницы, окнами. Каждая из них была перекрыта сводом, возведенным из своего рода бетона – мелкого бута на песчано-известковом растворе. Из бутового камня выстроены и стены, за исключением углов, откосов дверных и оконных проемов (они из тесаного камня) и портала главного входа, облицованного большими, плотно подогнанными блоками.

Среди развалин этого строения И. Н. Бороздин проложил крест-накрест две широкие траншеи, а затем еще несколько вдоль кладок. Получен был обильный археологический материал: монеты, керамика, в том числе майоликовые изразцы среднеазиатского типа, остатки облицованного ими деревянного постамента, фрагменты резных, мраморных с позолотой надгробий XIV – XV вв. Все это оказалось под рухнувшим кирпичным сводом небольшого дюрбе (мавзолея).

Датировка, строительная и историческая периодизация построек требуют дополнительного исследования, т. е. продолжения археологических раскопок. Медресе или текие? Мусульманское учебное заведение или мусульманский монастырь? Вот старый вопрос, на который не дали ответа раскопки И. Н. Бороздина.

Обилие погребений вокруг мечети и предполагаемого медресе, наличие упомянутого дюрбе – все это наводит на мысль о том, что перед нами здание не «высшей школы», как счел И. Н. Бороздин, а текие.

 

Источник: О. Домбровский, В. Сидоренко. «Солхат и Сурб-Хач» (Археологические памятники Крыма)