Некоторые постройки Солхата поистине легендарны. Такова, например, исчезнувшая Мюск-Джами – Мускусная мечеть, при постройке которой в строительный раствор якобы добавлялось драгоценное благовоние – мускус. Ничего конкретного нельзя пока сказать и о так называемой мечети Бейбарса. Можно лишь предполагать, что она была постройкой монументальной и весьма импозантной. И только о мечети Узбека у нас вполне ясное представление. Это довольно большое, вытянутое с севера на юг здание под современной черепичной кровлей, с главным входом на северной стороне. Дверь его обрамляет великолепный резной портал с надписью, упоминающей имя хана Узбека; слева, на уровне кровли – массивное основание давно разрушенного минарета. Вокруг мечети – причудливые каменные надгробия разного времени, испещренные узорчатой резьбой и арабскими надписями.
Трудно сказать, какой была кровля мечети вначале: здание сохранилось не на всю прежнюю высоту. Оно было значительно выше – судя по характеру и размерам резного портала, верхняя часть которого, кстати сказать, отсутствует и заменена отчетливо видимой реставраторской доделкой. Так называемые лилейные капители в резьбе подлинной части портала, сочетание их с богатым растительным («сельджукским») орнаментом – свидетельство высокого, виртуозного искусства камнерезов.
Внутреннее пространство мечети Узбека разделено, подобно византийской базилике, на три нефа двумя параллельными рядами тонких граненых колонн с продолговатыми «сталактитовыми» капителями. Материал их – простой камень-известняк, выявляющий под мастерским резцом заложенные в нем пластические возможности. «Сталактиты», разнообразные по рисунку, собраны в изящный, расширяющийся кверху пучок.
Слабо озаренный световыми рефлексами или огнями свечей, михраб мечети был обогащен роскошным резным обрамлением, близким к орнаментике входа. Конха – сферическое перекрытие ниши михраба – тоже отделана «сталактитами». И все это, под стать коврам, сияло из глубины разноцветными красками. Подлинная полихромия михраба не сохранилась – ее перекрыли, как и в Джума-Джами, неоднократные малярные поновления. Реставраторам предстоит открыть и восстановить первоначальную художественную роспись.
Источник: О. Домбровский, В. Сидоренко. «Солхат и Сурб-Хач» (Археологические памятники Крыма)