ДостопримечательностиРелигияМечети

Мечеть Муфтий-Джами

Благодаря переустройству, в Каффе-Феодосии хорошо сохранилась мечеть Муфтий-Джами, построенная в 1623 г. в османских архитектурных традициях. После присоединения Крыма к России и эмиграции из Феодосии туров на их историческую родину каффинская мечеть была приспособлена под армянский католический храм Успения и служила армянам в этом качестве длительное время.

Расположенная на углу современных феодосийских улиц Ленина и Фурманова и ныне отреставрированная, Муфтий-Джами в плане – квадрат с площадью около 40 м² с прямоугольным выступом на южной стороне, где устроена алтарная часть с михрабом. Внешний облик храма представляет собой кубический объем, оживленный двумя ярусами окон, перекрытый сферическим куполом, низ которого снаружи выложен в виде невысокого 16-гранного барабана. Грани прорезаны окнами килевидного очертания вверху. К северо-западному углу здания примыкает главная архитектурная доминанта – стройный 12-гранный минарет с базой в виде усеченной пирамиды, редкими щелевидными окошками, освещающими внутри ход винтовой лестницы, с резным граненым шерфе (обходным балконом) и с острым шатровым завершением, увенчанным металлическими шарами и полумесяцем. Такие же устремленные в небо «четки» с полумесяцем, но гораздо меньшего размера, украшают и купол молитвенного зала. Уменьшаясь по высоте, 3 «бусины четок» облегчают конструкцию украшения-символа и зрительно удлиняют ее.

Четко и рационально решены фасады, ведущая тема которых – прочно сложенная стена с выразительной фактурой груботесанного камня.

Храм имеет 3 входа: главный (он с северной стороны) и 2 боковых. Отдельная небольшая дверь ведет в минарет. Северный фасад по обеим сторонам главного входа украшен внизу похожими на михраб нишами, из чего исследователи делают предположение, что здесь, возможно, наличествовала входная крытая галерея.

Решенный таким образом спокойный и скромный кубовидный объем является выгодным фоном, контрастируя с минаретом и подкупольным барабаном, строгие формы которых сожены из хорошо обработанных и тщательно подогнанных камней.

Цельный, ясный и торжественный интерьер храма – просторный купльный зал, со всех сторон освещенный боковым и верхним светом.

Так, мечеть Муфтий-Джами за многие годы послужила храмом туркам, крымским татарам и крымским армянам и, долго пробыв в разрушительном запустении, вновь приобрела (в 1975 г.) прежний, достойный мусульманского храма благочестивый вид, которым обязаны реставраторам – крымским и киевским – крымским татары и все любитеи старины.

Описанная архитектура Муфтий-Джами сформирована на стамбульских образцах, где годами складывался такой тип культовой пойстроки, отрабатывалась и проверялась практикой каждая деталь. Это пример рационального типового заморскго проекта позднего средневековья. По такому образцу будут затем строить мечети в Крыму вплоть до середины XIX в.

Источник: Е. В. Крикун. «Памятники крымскотатарской архитектуры»