ДостопримечательностиРелигияМечети

Мечеть хана Узбека

В 1312 г. хан Узбек вступил на престол. Распознав выгоду новой религии – ислама – хан велел построить в Солхате (Старый Крым), в ознаменование своего прихода в власти красивую мечеть, а затем и высшее мусульманское училище – медресе. Мечеть была сооружена в 1314 г., а спустя 18 лет, в 1332 – 1333 гг. к ней было пристроено большое, красивое, величественное здание медресе, ставшего проводником новой религии – магометанства среди крымцев.

По своим формам мечеть – базиликального типа здание, прямоугольное в плане, с входом с северной стороны и встроенным в северо-восточный угол минаретом. Продольной осью здание ориентировано в направлении север – юг с тем, чтобы находящиеся в зале правоверные, молясь, лики свои обращали к югу, в сторону Мекки. Вход украшен резным порталом с надписью и следами ремонта в верхней части. Кладка стен бутовая, на известковом растворе. Боковые стены сложены также из бута, на глине. Западный фасад оживлен тремя двухъярусными окнами (2 света), восточный – двумя, в 1 ряд.

Внутреннее пространство храма разделено тремя парами 8-гранных колонн со сталактитовыми капителями та 3 нефа, продольно соединенных стрельчатыми арками. В южной стене устроен резной стройный махраб (молитвенная ниша), направленная в сторону Мекки. Пол вымощен каменными плитами, тогда устилался, циновками и ковриками. Потолок, возможно, был лакированным. Двор с фонтаном посредине и колодцем для сбора воды был вымощен каменными плитами.

Расположенные по трем сторонам большие глубокие ниши – айваны – служили аудиториями для занятий. Здесь изучали Коран, философию и другие предметы: арабский язык, риторику, арифметику, астрономию, логику, законоведение. В малых помещениях – худжрах – семинаристы жили. Получив духовное образование в медресе, его питомцы становились муллами, судьями (кадиями), философами, распространяя учение Магомета о едином мусульманском народе по всему полуострову Крым, получивший новое имя от Солхата-Крыма.

Стены медресе учили также пониманию искусства, логики и красоты конструкций – сводов, арок и колонн – поэзии удивительной арабесковой резьбы, которой пышно был украшен величественный пештак (портал) этого первого храма мусульманской науки и культуры на полуострове.

Основным архитектурным элементом монументального пештака является многолопастная арка, снаружи опертая на декоративные колонки с капителями. Свод арки оформлен сочленением мелких, свисающих ниш и выступов, напоминающих природные сталактиты.

Лицевые и торцевые плоскости портала были изукрашены орнаментом из переплетающихся лент и валиков-жгутов (так называемая «Сельджукская цепь»), розеток и других элементов геометрического и стилизованного растительного характера. Эти мотивы занесены в Крым армянскими и переселившимися турецкими мастерами. В дальнейшем солхатская атрибутика распространится в постройках крымских татар, армян, других поселенцев полуострова под ярлыком «крымско-сельджукских форм». Они встретятся в Бахчисарае, Ак-Мечети и в других местах.

Источник: Е. В. Крикун. «Памятники крымскотатарской архитектуры».