Мыс Сарыч – самая южная точка европейской части СНГ. Авторы «Справочника по истории географических названий на побережье СССР», изданного в 1976 г., полагают, что Сарыч – тот самый мыс, который в древности именовался Криуметопон, что означает «бараний лоб».
В 1898 г. на мысе Сарыч был построен маяк. В сентябре 1912 г. исполняющий должность штурманского офицера транспорта «Ингул», подпоручик Морозов вычертил подробную карту Сарычского маяка, которая хранится здесь до сих пор. У нее удивительная судьба.
В 1939 г. на Сарычский маяк прибыл новый начальник – Михаил Петрович с семьей. И не успел еще прочно обосноваться, как началась война. В ноябре 1941 г., когда гитлеровцы уже рвались к Севастополю, Сарычский маяк оказался в окружении. Фашисты были рядом, в Форосе и Ласпи. На захват маяка со стороны Фороса двинулись 2 бронемашины. Завязался бой. Маленький гарнизон, возглавляемый старшиной Григорием Петренко и Михаилом Макухом, дал достойный отпор захватчикам. Враги отступили, оставив трофеи. Матросы взорвали мосты на подступах к своей крохотной цитадели, заминировали дороги. И маяк, несмотря на окружение, продолжал работать, посылая путеводные сигналы кораблям, идущим в Севастополь. Кроме световых, маяк подавал и звуковые сигналы – над туманной пеленой моря раздавался звон 36-пудового старинного колокола-гиганта.
Это была не первая боевая операция против немецких захватчиков, в которой участвовал Сарычский маяк. Еще в 1914 г. (в годы первой мировой войны), когда в Черное море вторглись 2 немецких крейсера «Гебен» и «Бреслау», совершавшие разбойные нападения на побережье, обстреливавшие Севастополь, Ялту и Феодосию, маяк в туманный день 5 ноября хорошо сориентировал русскую эскадру. У мыса Сарыч произошел морской бой. Дуэль между крейсером «Гебен» и броненосцем «Евстафий» закончилась победой русской эскадры.
Спустя 27 лет Сарычский маяк теперь уже сам, отражал нападение. Его гарнизон держал оборону, пока командование флотом не приказало оставить пост.
Теперь маяк не подает подобных звуковых сигналов, это уже экспонат прошлого: на маяке установлена новая техника, в том числе и звуковая. А световой сигнал все тот же: 4 секунды – свет, 2 – перерыв, и снова вспышка. Белую навигационную звезду Сарыча моряки узнают далеко, за 40 км от берега.
Каждый вечер, за час до захода солнца на высоком каменистом утесе в любую погоду вспыхивает и гаснет яркий луч. И не было случая, чтобы Сарыч не светил кораблям. Тысячи судов сверяли свой путь с его огнями. А днем по белой, напоминающей огромную ладью, башне, помеченной во всех лоциях мира и не похожей ни на какую другую, безошибочно определяется самая южная точка и Крыма, и европейской части СНГ.
Источник: И. И. Неяченко. «Симеиз – Форос»