В настоящее время в Салачике, нынешнем Староселье, констрастируя с аскетичным медресе Зинджирлы, шагах в 30 к востоку от него стоит хорошо сохранившийся мавзолей (дюрбе) Хаджи-Гирея, построенный его сыном – Менгли-Гиреем в 1501 г.
По плану – это почти полная аналогия с дюрбе на плато Чуфут-Кале: восьмигранник с порталом с южной стороны. Однако портал здесь более ограничен, соразмерен общему объему. Пролет межу пилонами перекрыт килевидным сводом и украшен сталактитами. Решенный таким образом, в виде айвана, портал обрамлен орнаментом из сплетенных жгутов (так называемая «сельджукская цепь»), а его боковые, обращенные к входу плоскости, покрыты резным по камню растительным орнаментом, имеют неглубокие нишки сельджукского рисунка – с упрощенно ячеистым полукуполом в завершении. Входная дверь заключена в бордюр из надписи и переплетающихся линий. Над орнаментальным украшением двери тоже вкомпонована искусно выполненная надпись: «Эту священную, покойную и красивую гробницу приказал соорудить великий хан, знаменитый хакан, повелитель мира Менгли-Гирей-Хан, 907 г.» (1501). Ребра восьмигранника подчеркнуты трехчетвертными резными колонками, весьма разнообразно орнаментированными. Здание перекрыто плоским куполом на восьмигранном барабане, смещенном на 45 градусов к основному объему, кровля черепичная.
Богатая орнаментика дюрбе и форма нишек свидетельствуют о влиянии сельджукизма, занесенного, как сказано, в крымское зодчество из Малой Азии армянскими мастерами в дотатарское время. Так, «сельджукские цепи» или розетки можно встретить в каменной резьбе армянского монастыря Сурб-Хач (близ Старого Крыма) и старинного армянского монастыря в Феодосии, в храмовой живописи армян (там же), в других местах. Решение входа в виде портала айвана несет черты османского искусства, развившегося в Стамбуле на основе восточно-византийского. Именно такая архитектура, по мнению ее создателей, способна выражать значимость и предназначение мавзолея: это была усыпальница основоположника нового татарского государства.
В 1515 г. в склепе гробницы Хаджи-Гирея был похоронен и его сын, хан Менгли-Гирей, основатель Зинджирлы-медресе и дюрбе, позже – нового ханского дворца Бахча-Сарай.
Источник: Е. В. Крикун. «Памятники крымскотатарской архитектуры»