ДостопримечательностиРелигияМонастыри и церкви

Малая вода и крымские монастыри

У всех народов, в разные времена населявших Крымский полуостров, существовало трепетное отношение к источникам пресной воды. Вид холодной прозрачной струйки посреди безжизненных скал зачастую внушал нашим предкам благоговейный страх перед силами, сотворившими это чудо. Поэтому многие родники в Крыму становились объектами религиозного поклонения.

Среди общего почитания водных источников, особым поклонением выделялись родники при мечетях, вода которых использовалась мусульманами для религиозного омовения, а так же родники около могилы святого праведника – азиса. Одним из самых почитаемых источников в среде крымских мусульман был фонтан в предместье Бахчисарая Кырк-Азислер, где похоронено несколько мусульманских святых, фонтан Азис-Чешме в Симферополе, потерянный ныне фонтан Эфенди-Чешме у могилы татарского святого Кемаль-бабая на Карадаге, фонтан на южной окраине Белогорска. Последний представлял собой источник, вытекающий из каменного бассейна, осененного пятью огромными вязами, на ветвях которого были развешены приношения бедных людей, вылечившихся употреблением этой воды.

У караимов особым почтением пользуется «священный» источник Юсуф-Чокрак, расположенный у подножья юго-западного склона горы Бешик-Тай, на развилке дорог, ведущих к Чуфут-Кале, Тепе-Кермену и Кыз-Кермену. В недрах этой горы, по преданию, скрыта волшебная колыбель, в которой должен родиться будущий Спаситель Мира. Современный каптаж источника Юсуф-Чокрак представляет собой бетонный прямоугольный резервуар, но, безусловно, что раньше источник имел другой – более привлекательный каптаж, который по неизвестным причинам был разрушен. В 15-ти метрах выше современного выхода источника находится, ныне засыпанный землей, вход в подземную галерею, служащую для сбора и транспортировки подземных вод г. Бешик-Тау. Галерея подземного хода отличается интересным архитектурным исполнением и представляет собой 28-метровый туннель, уходящий вглубь горы. Стены, свод и пол галереи выложены тесаными плитами, причем свод сделан в виде стрельчатой двускатной арки, а по середине плит пола вырублен желобок, по которому течет родниковая вода. Галерея выполняет не только транспортировку воды, но и водосборную функцию. На это указывает наличие девяти боковых каналов, перехватывающих изолированные водные потоки, что поступают в основной ход туннеля. Собранная в тупиковой части вода, выходит на дневную поверхность по привходовому отрезку туннеля, где посередине сплошной вымостки из плотно подогнанных плит, вырублен прямоугольный лоток, по которому и бежит вода. На своем протяжении лоток имеет два корытообразных прямоугольных расширения, предназначенных для оседания находящихся в воде глинистых частиц.

Подземный каптаж источника представляет собой уникальное творение носителей традиции крымской гидротехнической архитектуры, а если к тому же учесть, что Юсуф-Чокрак является важной святыней караимского народа, то он, несомненно, является памятником истории и культуры крымских караимов.

В 50-х гг. XIX в. несколько почитаемых крымским народом источников по благословению Херсонско – Таврической епархии были признаны святыми и возле них возникли православные христианские монастыри. Одним из самых почитаемых в Крыму был монастырь Св. Козьмы и Дамиана, расположенный у западного подножия горного массива Чатырдаг, в верховьях р. Альмы. Монастырь был построен в 1857 г. Очень быстро слава о целительной воде источника разнеслась по полуострову и ежегодно 1 июля сюда направлялась длинная вереница воловьих подвод. Целыми семьями ехали и шли сотни паломников, причем не только христиане, но и мусульмане-татары. Они считали, что здесь похоронен святой «правоверный» - азис, из могилы которого и вытекает источник и верили, что лучше всего вода вылечивает от дурного сглаза и меланхолии.

В настоящее время Козмодамиановский монастырь, находящийся на территории Крымского природного заповедника, является одним из самых почитаемых в Крыму: сюда, во все еще дикую местность, направляются богомольцы и вездесущие туристы со всех концов Таврической земли. Не забыта и целебная сила воды Козмодамиановского источника – на ее основе в Алуште выпускается лечебная минеральная вода «Савлух-су».

Другой монастырь, возникший на основе целительного источника, расположен в красивейшем горном урочище Кизилташ, недалеко от Судака. В урочище находятся две пещеры, в одной из которых, под названием «Целебный источник» и бьет чудотворный родник. История открытия его целебных свойств такова: около 1825 г. один татарин – пастух из села Отузы (ныне пгт. Щебетовка), пасший здесь стадо, нашел в пещере деревянную икону Божьей матери, плавающую на поверхности воды. Татарин передал икону встреченному им по дороге греческому купцу, который и отвез ее судакскому протоирею Иосифу. Очень быстро весть о чудесной находке разлетелась по всей округе, и к источнику начали стекаться богомольцы из окрестных поселений. Народная молва почти ежегодно приводила свидетельства об исцелении водой из чудодейственного источника. В наше время установлено, что вода Кизилташа действительно обладает лечебными свойствами.

Не меньшее количество чудесных исцелений связано и с водой другого источника – Св. Параскевы, при котором в 1864 г. был открыт Троице-Параскевский Топловский общежитейный женский монастырь. Источник Св. Параскевы, называвшийся у татар Чокрак-Салыксу, что значит «источник живой воды», расположен в уединенной гористой местности у подножия горы Каратау близ села Тополевка. Он издревле почитался местным христианско-мусульманским населением, как целебный. Ежегодно 26 июля направлялись сюда из далеких и близких мест повозки с больными греками, русскими, армянами и татарами, которые, погружаясь в купальню источника, верили, что избавляются здесь от всех своих болезней. И болезни действительно проходили. Источник был благоустроен в 1882 г. Резервуар выложен гранитом, рядом сделана полукруглая стена в виде иконостаса. В следующем году рядом с источником была устроена купель с двумя отделениями и резервуаром для воды. В полукилометре от обители, на склонах Каратау, располагаются еще два святых источника. Один из них носит имя Св. Георгия Победоносца. Рядом с ним устроена купель под открытым небом и установлен крест с иконой святого Георгия. Чуть дальше располагается источник Трех Святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста.

Помимо широко известных Козмодамиановского, Кизилташского и Топловского источников, при которых возникли крупные христианские монастыри, в Горном Крыму существует еще несколько мест, где выходят на дневной свет родники, почитаемые местным православным населением. Эти источники еще не превратились в объект внимания многочисленных паломников – туристов, здесь все еще чувствуется прелесть первозданной, нетронутой природы и не нарушается плавное течение мыслей, охватывающее вас после глотка студеной, святой воды.

Один из таких источников – источник св. Феодора Студита – находится в нескольких километрах от села Терновка. До 20-х г. 20 в. при источнике располагался Ново-Спасский скит. По преданию, источник забил из земли благодаря молитвам средневековых монахов, учеников святого Феодора Студита, сосланных в Таврику в 8 веке н. э. из Византии. Как и с другими святыми крымскими родниками, с источником Феодора Студита связан ряд преданий о целительной силе его воды, которые передавались устно из поколения в поколение местными жителями.

 

Источник: Коваленко И.М. Священная природа Крыма.