ДостопримечательностиРелигияМонастыри и церкви

Малая вода и крымские монастыри

У всех народов, в разные времена населявших Крымский полуостров, существовало трепетное отношение к источникам пресной воды. Вид холодной прозрачной струйки посреди безжизненных скал зачастую внушал нашим предкам благоговейный страх перед силами, сотворившими это чудо. Поэтому многие родники в Крыму становились объектами религиозного поклонения.

Среди общего почитания водных источников, особым поклонением выделялись родники при мечетях, вода которых использовалась мусульманами для религиозного омовения, а так же родники около могилы святого праведника – азиса. Одним из самых почитаемых источников в среде крымских мусульман был фонтан в предместье Бахчисарая Кырк-Азислер, где похоронено несколько мусульманских святых, фонтан Азис-Чешме в Симферополе, потерянный ныне фонтан Эфенди-Чешме у могилы татарского святого Кемаль-бабая на Карадаге, фонтан на южной окраине Белогорска. Последний представлял собой источник, вытекающий из каменного бассейна, осененного пятью огромными вязами, на ветвях которого были развешены приношения бедных людей, вылечившихся употреблением этой воды.

У караимов особым почтением пользуется «священный» источник Юсуф-Чокрак, расположенный у подножья юго-западного склона горы Бешик-Тай, на развилке дорог, ведущих к Чуфут-Кале, Тепе-Кермену и Кыз-Кермену. В недрах этой горы, по преданию, скрыта волшебная колыбель, в которой должен родиться будущий Спаситель Мира. Современный каптаж источника Юсуф-Чокрак представляет собой бетонный прямоугольный резервуар, но, безусловно, что раньше источник имел другой – более привлекательный каптаж, который по неизвестным причинам был разрушен. В 15-ти метрах выше современного выхода источника находится, ныне засыпанный землей, вход в подземную галерею, служащую для сбора и транспортировки подземных вод г. Бешик-Тау. Галерея подземного хода отличается интересным архитектурным исполнением и представляет собой 28-метровый туннель, уходящий вглубь горы. Стены, свод и пол галереи выложены тесаными плитами, причем свод сделан в виде стрельчатой двускатной арки, а по середине плит пола вырублен желобок, по которому течет родниковая вода. Галерея выполняет не только транспортировку воды, но и водосборную функцию. На это указывает наличие девяти боковых каналов, перехватывающих изолированные водные потоки, что поступают в основной ход туннеля. Собранная в тупиковой части вода, выходит на дневную поверхность по привходовому отрезку туннеля, где посередине сплошной вымостки из плотно подогнанных плит, вырублен прямоугольный лоток, по которому и бежит вода. На своем протяжении лоток имеет два корытообразных прямоугольных расширения, предназначенных для оседания находящихся в воде глинистых частиц.

Подземный каптаж источника представляет собой уникальное творение носителей традиции крымской гидротехнической архитектуры, а если к тому же учесть, что Юсуф-Чокрак является важной святыней караимского народа, то он, несомненно, является памятником истории и культуры крымских караимов.

В 50-х гг. XIX в. несколько почитаемых крымским народом источников по благословению Херсонско – Таврической епархии были признаны святыми и возле них возникли православные христианские монастыри. Одним из самых почитаемых в Крыму был монастырь Св. Козьмы и Дамиана, расположенный у западного подножия горного массива Чатырдаг, в верховьях р. Альмы. Монастырь был построен в 1857 г. Очень быстро слава о целительной воде источника разнеслась по полуострову и ежегодно 1 июля сюда направлялась длинная вереница воловьих подвод. Целыми семьями ехали и шли сотни паломников, причем не только христиане, но и мусульмане-татары. Они считали, что здесь похоронен святой «правоверный» - азис, из могилы которого и вытекает источник и верили, что лучше всего вода вылечивает от дурного сглаза и меланхолии.

В настоящее время Козмодамиановский монастырь, находящийся на территории Крымского природного заповедника, является одним из самых почитаемых в Крыму: сюда, во все еще дикую местность, направляются богомольцы и вездесущие туристы со всех концов Таврической земли. Не забыта и целебная сила воды Козмодамиановского источника – на ее основе в Алуште выпускается лечебная минеральная вода «Савлух-су».

Другой монастырь, возникший на основе целительного источника, расположен в красивейшем горном урочище Кизилташ, недалеко от Судака. В урочище находятся две пещеры, в одной из которых, под названием «Целебный источник» и бьет чудотворный родник. История открытия его целебных свойств такова: около 1825 г. один татарин – пастух из села Отузы (ныне пгт. Щебетовка), пасший здесь стадо, нашел в пещере деревянную икону Божьей матери, плавающую на поверхности воды. Татарин передал икону встреченному им по дороге греческому купцу, который и отвез ее судакскому протоирею Иосифу. Очень быстро весть о чудес