С наступлением весны одну из первых школьных экскурсий на Южный берег мы посвятили цветущему Ливадийскому парку и органному залу. С нашей стороны это был некий вызов подросткам, которые бравировали своим невежеством. Не ботанический сад, не зоопарк, не подвесная дорога, а именно концерт органной музыки! Выдержат?
Школьники пошли, кривясь и насмешничая, и вдруг – присмирели. Сочетание строгости и праздничной теплоты красок буквально загипнотизировало детей еще до начала концерта. Они заняли места в зале тихонько, даже друг с дружкой не перешептываясь.
Никакой эпитет, самый возвышенный и цветистый, не будет преувеличением в отношении органа. Человечеству не известны ни имя изобретателя, ни точная дата появления на земле этого божественного музыкального инструмента. Его историю, очень приблизительную, можно исчислять еще от свирели, которую древние греки изображали в руках лесного божества Пана. В «книге книг» Библии, в Ветхом Завете сказано: «Славьте Господа трубами». Имелись в виду, конечно, не одинокие пастушьи свирели, а собранные вместе разновеликие трубы, голос которых – чистый, звонкий, тревожный и властный – собирал бы единоверцев, зарождал в душе настрой высокий и трепетный, направлял мысли и взоры к Небу.
Русский музыкальный критик В. Стасов писал об органе: «У него одного существуют те потрясающие звуки, те громы, тот величественный, будто говорящий из вечности голос, которого выражение невозможно никакому другому инструменту, никакому оркестру». Церковная (или, как теперь говорят, духовная музыка) оглушает и приводит в смятение. Но разве не замышлялась она так, чтобы слушать и покоряться власти Всевышнего? Это потом уже двадцатый век наслоился на предыдущие, дозволив землянам вступать в беседу с тем, кого надлежало только почитать в трепете. Слушаешь – и начинает казаться, что мелодии останавливают время, задерживают проблески детства и лучшие минуты юности, воскрешают времена тревог и очарований, мягко врачуют черные дыры утрат. Заполнив пустоту зала, творение ломает аскетические рамки и разливается в живом, природном, грешном межчеловеческом пространстве, чтобы захватить нас и повести своими лабиринтами.
Нечто вроде органа было у древних греков и римлян. Изображение инструмента нашли на монете или жетоне времен Нерона. Искусство строить органы пришло из Византии и из Италии, затем проникло во Францию, позже – в Германию. С VII века орган становится неизменным атрибутом храма в католическом богослужении. Но не только кантаты и оратории, не только трудные и малопонятные для дилетанта фуги Баха можно исполнять на этом божественном инструменте, но и, например, оперу К. Глюка «Орфей и Эвридика» – мелодии нежные, романтические. Даже стилизованный под народную музыку «Голос труб» звучит в Ливадийским органном зале!
Проводником в эту бесконечность и ее открывателем для симферопольских школьников явился не священнослужитель, а современный музыкант – Владимир Анатольевич Хромченко. Он окончил Таллинскую консерваторию и переехал в Ялту, мечтая и здесь играть на инструменте, которому посвятил жизнь. Но не было в городе органа! Предложили рояль…Что оставалось делать поклоннику ни с чем не сравнимой музыки? Переучиться, смириться, успокоиться? Или замыслить невозможное?
Музыкант выписывает из-за границы литературу с чертежами и расчетами, высчитывает и проектирует инструмент, о котором мечтал. Для создания органа нужно быть не только музыкантом высшего класса, но и математиком, физиком, инженером, на все руки мастером и непременно – дипломатом. Чтобы убедить власти в реальности своего замысла и в пользе конечного результата.
Первые два инструмента Владимир Анатольевич построил в Ялтинской музыкальной школе и в Армянской церкви, причем работал в одиночку. Получилось. Поверили!
Здесь, в бывшем Ливадийском клубе, который еще раньше служил электростанцией царского дворца, неугомонный умелец создал новый инструмент, самый большой на территории Украины. Работал уже не один, возглавил целое производство. Современный мир не ведал подобного прецедента! Даже в Прибалтике существуют только сборочно-реставрационные мастерские для работы с готовыми деталями, которые производятся в западных фирмах. И собирают органы в основном из металла, что знатоки всегда могут определить на слух. Несравненно богаче звучат трубы из дерева. В Ливадийском органе 4600 труб, примерно треть из которых – деревянные. Они изготовлены из древесины местных пород – кипариса, кедра, секвойи, фисташки. Да, эти трубы «славят Господа», по бесспорным оценкам специалистов, лучше, звучнее, чем фирменные…
С тихим восторгом прослушали дети концерт, будто испили нектар и проникли в таинства, о которых не подозревали до этой экскурсии. И гром небесный, и тихая весенняя капель – все прозвучало для них в это воскресенье, все золотым пластом отложится в памяти.
Дмитрий Тарасенко, «Южная столица».