Первыми освоили обрывистое плато в долине у мыса Бурунчак, как полагают, в IV в. Алано-сарматы, основав здесь город-крепость, впоследстии названный Чуфут-Кале. Крепость надежно укрывала на протяжении веков мирное население окрестных долин в опасные дни очередных нашествий все новых волн воинствующих кочевников – гуннов, мадьяр, хазар, печенегов, половцев...
В 1299 г. Войска бея Яшлавского из орды Ногая хитростью захватили и сильно разрушили крепость. Здест разместился ородынский гарнизон. Затем появились горцы-крымцы, караимы, в основном ремесленники и мастера строительного искусства.
С поселением караимов площадь города увеличилась с 9 до 18 га. Каменистый остров с мысом Бурунчак был превращен в первоклассную по тем временем крепость.
Оценив по достоинству крепость и долину у ее подножия, пкрвый крымский хан Хаджи-Гирей в середине XV в. Устроил в старой части города свою укрепленную резиденцию. Постоянно проживая во дворце, хан мог надежно укрыться в крепости в опасные моменты борьы за независимость Крыма от Золотой Орды.
После установления независимости и переноса к концу XV в. ханской резиденции в Бахчисарай, значение Кырк-Ер как крепости постепенно падает. Она становится цитаделью и местом хранения государственных запасов Бахчисарая, участком заточения знатных заложников, а с середины XVII в., когда хан покинул ее, цитадель предоставилась караимам и получила название сначала Кале, а потом Чуфут-Кале, что в перевод с татарского означает Иудейская крепость.
Получив некоторые привилегии после включения Крыма в состав России, караимы покинули каменистое плато, где условия жизни были суровы, и переселились в Бахчисарай, Симферополь и Евпаторию. Город навсегда опустел.
Знакомство с городом лучше начинать с Восточных ворот, одолев подъем к верховью Иосафатовой долины. Это название было дано караимами в честь Иосафатовой долины в Иерусалиме. Справа от ворот перед крепостной стеной виден вырубленный в скале большой бассейн. В нем собирали дождевую воду для хозяйственных нужд и питья скота. Правее на холме стояла ветряная мельница. Сзади скрывается в зарослях древнее караимское кладбище. Над проемом ворот укреплена мраморная плита с грубо высеченными знаками, смысл которых не разгадан. Ворота – дубовые, обитые кованым железом. Проем в надвратной башне с внутренней стороны перекрыт перемычкой из тесаных камней.
Пройдя ворота, посетитель попадает в новую, караимскую часть города, ограниченную восточной и средней оборонительными стенами и неприступными скальными обрывами с север и юга. В города одна главная продольная улица с сетью примыкающих к ней с севера поперечных. На южной стороне сохранился большой каменный дом под черепичной кровлей. Здесь жил до конца своих дней А. С. Фиркович (1786 – 1874), известный караимский ученый, путешественник, знаток древностей.
Ввиду небольшой территории города и значительного по численности населения, дома строили почти впритык, в основном 2-этажные, часто с подвалами. Окна выходили во двор, огороженный высоким забором.
Одно из наиболее примечательных мест нового города, восточной его части – средняя оборонительная стена, построенная в Х – IХ вв., возможно, аланами, племенем, как полагают, иранского происхождения. Пересекающая плато поперек 10-метровой высоты стена при толщине 5 м, с воротами в средней части, на флангах была усилена башнями. У северного края скалы, куда большой ров не доведен, была устроена в изгибе стены вылазная калитка, замаскированная малыми рвами. Изобретательно были устроены средние ворота.
С возведением в 1396 г. восточной оборонительной стены средняя потеряла свое значение. Большой ров засыпали, к стене пристроили здания. Соорудили жилой дом и над малым рвом.
В старом городе за средними воротами открывается общественная площадь неправильных очертаний. Слева на ней сохранился каменный колодец, справа – остатки мечети, а далее виден хорошо сохранившийся мавзолей Ненекеджан-Ханым (Нанкеджан-Ханым), дочери золотоордынского хана Тохтамыша. Отсюда, с площади, берут начало 3 главных продольных улиц: Бурунчакская (северная), Средняя и Кенасская. Названия улиц условные. За южной стеной высятся скалы с боевыми пещерами, вырубленными в 4 яруса и соединенными между собой. Улицы Средняя и Бурунчакская упираются в развалины западной стены, за которой – пустынное плато Бурунчак. Там, вероятно, был рынок. С общим фоном руин и развалин старого города броско контрастирует мавзолей Ненекеджан-Ханым.
Источник: Е. В. Крикун. «Памятники крымскотатарской архитектуры»