Республика КрымИсторияЭтнография Крыма

Культурное наследие крымских татар в Крыму

Крымским татарам в течение десятилетий после высылки было запрещено называться именем своего народа. Крымские татары официально в СССР не существовали.

Сначала их юридический статус был определен как «спецпоселенцы». Потом советское законодательство фактически отказывалось признать и игнорировало существование крымскотатарского народа. Например, при проведении переписи населения крымские татары были зарегистрированы как «татары», то есть были идентифицированы к другим народам тюркского происхождения, населяющим регионы Волги и Сибири.

Закон Украины и новые украинские паспорта не определяют национальную принадлежность гражданина. Но для крымских татар это новое негативное воздействие на их национальную идентичность, национальное самосознание и чувство собственного достоинства.

Формально государство объявляет, что предприняло очень прогрессивную меру, исключая записи этнической принадлежности в официальных документах.

Правительственные должностные лица для собственных целей имеют информацию относительно этнической принадлежности любого интересующего лица или группы, которая может быть идентифицирована именами, фамилиями и т. д. Но формально они могут, по сути дела, отказаться предоставить какие-либо данные относительно реальной ситуации с различными национальными группами.

Комитет ООН по экономическим, социальным и культурным правам в заключительных замечаниях 28 декабря 1995 г. старался привлечь внимание украинского правительства к этому факту: «Комитет призывает обратить внимание на те трудности, с которыми сталкиваются члены национальных меньшинств, в том числе крымские татары, которые были высланы десятилетиями ранее и теперь возвращаются, чтобы обустроиться в Украине, на земле своих предков. В частности, Комитет обеспокоен тем, что последовательное исключение таких людей из некоторых социальных индикаторов, таких как занятость и бедность, может лишить их полного пользования своими экономическими, социальными и культурными правами. В этой связи Комитет обращает внимание на то, что это не соответствует ст. 2, согласно которой права, провозглашенные в Конвенции, должны осуществляться без какой-либо дискриминации в отношении национального или социального происхождения». Крымские татары полагают, что возможность указать свою этническую принадлежность должна быть включена в официальные документы, предоставляя гражданину возможность выбирать ее по своему собственному желанию.

Крымские татары – самая большая мусульманская группа в Украине. Муфтият мусульман Крыма был создан в 1991 г. Более чем 150 местных мусульманских общин объединены под ним. Наиболее важная проблема состоит в том, что власти Крыма пытаются предотвратить возвращение этим общинам зданий, которые были конфискованы ранее, или выдвигать какие-либо требования о реституции для покупки новых зданий и т. д. Крымские татары имеют не только религиозные, а и культурные, и исторические даты, которые необходимо отметить в законодательстве, такие как день депортации 18 мая, День Российской аннексии 8 апреля, дни таких традиционных праздников, как Къыдырлез (5 мая), Дервиза (август – сентябрь) или Новый год – Наврез (21 марта) и т. д. Празднование этих дат имеет большую важность для крымскотатарской культуры, но они официально не признаны.

К настоящему моменту религиозные общины добились возвращения 50 мечетей, находящихся в полностью разрушенном состоянии. С 1944 по 1990 гг. были разрушены все крымскотатарские кладбища в Крыму.

Порядки и правила гражданской и военной службы в Украине абсолютно не соответствуют взглядам нехристианских общин. Те, кто служит в Украинской армии, в соответствии с законом, не имеют возможности соблюдать свои ограничения в пище или распорядке дня. Для мусульман (которыми являются не только крымские татары, а общая их численность – приблизительно 1,5 млн. чел. в Украине) и евреев этим ограничением являются мясо свинины, которое очень традиционно для украинской кухни, санитарные условия и т. д. Фактически это явление получило распространение в правительственных учреждениях, предприятиях, университетах, школах и общественных местах. Такие условия неформируют традиционный и принятый крымскими татарами путь и стиль жизни, подрывают их моральные и духовные ценности и являются неправильными для национальной культуры и внутренних семейных отношений. Не такая уж трудная задача для государства – признать и уважать эти ценности. Но, к сожалению, этого пока не происходит.

 

Источник: Обзор Фонда исследований и поддержки коренных народов Крыма