Главными центрами сохранения и развития этнокультуры караимов в Крыму являются национальные святыни. Это и родовое гнездо – город-крепость Джуфт-Кале (Парная крепость) с храмами, ритуальной площадкой, Святым Путем (Айрук йол), кладбищем-святилищем со Священными дубами – «Балта Тиймез» («Топор не коснется»), и комплекс храмов-кенаса в Евпатории с национальной библиотекой, музеем, караимским духовным училищем (семинарией) и т. д.
До революции в Крыму действовало 11 храмов-кенаса, до 20 национальных школ и училищ.
Святыня Джуфт-Кале по-прежнему находится в катастрофическом состоянии. Разрушаются архитектурные сооружения и памятники кладбища. Объект находится в ведении Бахчисарайского историко-культурного заповедника. Начаты реставрационные работы в комплексе кенаса, но не завершены из-за отсутствия средств.
В прессе появились публикации о проектировании канатной дороги в город-крепость. Но проект не согласован с Ассоциацией и Духовным правлением крымских караимов. Комплекс храмов-кенаса в Евпатории. На пожертвования восстановлена Малая кенаса. Нуждается в реставрации Большая. Не возвращено здание караимского духовного училища (семинарии), где мог бы разместиться этнокультурный центр, включая возрождаемые библиотеку и музей.
Национальная библиотека «Карай Битиклиги» в Евпатории. В 1920 г. в ней было 8000 томов книг и 1500 ценных рукописей. В 1928 г. при директоре Я. Благодарном (Гершевиче) большая часть фонда уничтожена. Часть книг и рукописей вывезена в 1929 г. в Ленинград (библиотека и музей АН) и Москву (Румянцевский музей, библиотека). По последним данным, ныне эти материалы находятся в Петербургском отделении Института востоковедения РАН, и в бывшей Ленинской библиотеке в Москве и других учреждениях.
Музеи. В 1930-е гг. уничтожен национальный музей при библиотеке «Карай-Битиклиги» в Евпатории. Ценные ткани с орнаментальным шитьем проданы артели по пошиву тюбетеек.
В местные краеведческие музеи попали предметы материальной культуры, храмовая утварь и литература из закрытых караимских кенаса и школ. Эти материалы находились в музеях Бахчисарая, Симферополя, Евпатории, Феодосии, Ялты. В период депортации в 1944 г. при уничтожении этнографического отдела в Краеведческом музее Симферополя наряду с крымскотатарским пропал ценный материал крымских караимов. Постановлением СМ АРК от 21.01.1992 г. № 5 предусматривалось выявление в музеях Крыма предметов культуры крымских караимов, но не было выполнено.
Часть материалов крымских караимов, включая литературу, были вывезены в послевоенные годы вместе с культурным наследием крымских татар и находятся в учреждениях Киева, Львова и других городов.
Архивы. Материалы о деятельности крымскокараимских общин примерно на 80% сосредоточены в Госархиве АРК, в фонде Духовного Караимского Правления. Эти материалы должны быть переданы воссозданному Караимскому духовному правлению. До этого, как минимум, согласно религиозно-этическим нормам, материалами фонда должны пользоваться только по согласованию с духовным правлением и Ассоциацией крымских караимов.
В целом положение с возвращением культурного наследия достаточно плачевное, и государство в этом почти не помогает. Но есть и некоторые положительные моменты, например: крымскотатарский музыкант и композитор Ф. Алиев проделал большую работу по сохранению песенного фольклора крымских караимов и опубликовал этот материал в уникальной «Антологии крымской народной музыки»; в Джуфт-Кале этнокультурным центром «Кале» крымских караимов при поддержке директора Бахчисарайского заповедника Е. Петрова в сезон 2002 г. впервые функционировала этнографическая выставка. Есть основание надеяться, что она станет постоянной.
Радует, что сохранился благотворительный вклад крымских караимов в общую культуру крымчан. Жителям Евпатории поныне служат, например, здания театра, городской библиотеки, музея, дети продолжают лечиться в санатории «Чайка» и т. д.
Огорчает состояние национально-культурного наследия крымских караимов. «Кысмет болса» – «Если судьбе будет угодно», положение должно улучшиться. Количеству постановлений, решений и указаний на этот счет пора бы перейти в качество.
Источник: Фонд исследований и поддержки коренных народов Крыма