Республика КрымИсторияИстория Крыма

Культура Крымского ханства

По мере развития Крымского ханства развивались и его города. Крупным торгово-экономическим центром была Кафа, большую роль играл в этом морской порт города. Благодаря этому город имел обширные торговые связи. Сюда «съезжаются купцы из Константинополя, Азии и Персии», – писал о Кафе в 1634 г. префект города Дортелли. Кафа была огромным городом (5 миль в окружности), с населением 180 тыс. человек, состоящим из турок, греков, армян и евреев. Кучук-Стамбулом, т. е. маленьким Константинополем, называли его современники. Купцов здесь привлекали прежде всего невольники, затем хлеб и рыба.

К концу XVII – началу XVIII вв. города становятся торговыми и ремесленными центрами, в которых сосредоточивались ремесленники. Важную роль при этом играли базары. Ремесленники удовлетворяли прежде всего бытовые, хозяйственные потребности местного населения. Развитие ремесла способствовало росту городов, которые возникли на границе предгорных и степных районов Крыма еще в XVI в. Наиболее значительными из них были Бахчисарай – столица Крымского ханства – и Карасубазар (нынешний Белогорск) – центр бейлика беев Ширинских, постепенно все большее значение стал приобретать Гезлев (Евпатория).

Ханский дворец строился среди садов и виноградников, отсюда и название столицы Бахчисарай – город садов. Постепенно город растет, становится торгово-ремесленным центром государства. По масштабам средневекового Крыма это был большой город с ремесленными кварталами и оживленными базарами – хлебным, овощным, соляным, кварталами торговых лавок. В конце XVII в. в нем насчитывалось около 6 тыс. жителей: по численности это был второй после Кафы город Крыма (население всего полуострова не превышало тогда 250 – 300 тыс. чел.). Город делился на 30 с лишним кварталов-приходов с мечетью в центре.

Достигнутая в XVIII в. высокая степень развития ремесла привела к созданию ремесленных цехов. Ремесленники были объединены в 32 цеховые корпорации во главе со старшим мастером (уста-баши) и двумя помощниками: они регулировали производство и цены.

Ремесленные изделия пользовались большим спросом и были весьма разнообразны. Изготавливались медная посуда, обувь, одежда, ювелирные украшения, вышивки, ковры, войлок и пр.

С давних времен среди крымских татар имелись прекрасные ремесленники по обработке дерева. Впоследствии были образованы цехи («бешички-ве-сандык-чы») токарей и сундучников. Некоторые мастера таких цехов были одновременно резчиками и инкрустаторами, выполняли художественно-технические работы по отделке жилищ.

Кроме отделки домов эти мастера изготавливали ряд бытовых предметов: «бешик» – детские люльки-качалки, «самдык» – сундуки из орехового дерева с инкрустацией костью, перламутром и светлого цвета деревом; многогранные столики, украшенные такой инкрустацией, и др. всевозможные мелкие предметы обихода.

Особую гордость крымскотатарских мастеров составляют «килимы» – шерстяные безворсовые двусторонние ковры. Как по своим техническим, так и по художественно-декоративным достоинствам они представляют большую ценность.

К древнейшим памятникам архитектуры относятся купольные усыпальницы дюрбе. Эти памятники дошли до наших дней благодаря тому, что они возводились из тесаного камня на крепком известковом растворе «хорасан» (так назывался раствор извести с большой примесью толченого кирпича или черепицы. Их мололи как муку на особых мельницах).

Дюрбе, по примеру других мусульманских стран, является надгробным сооружением правителей, высокопоставленных лиц, богатых и влиятельных граждан и лиц духовного звания, отличившихся своей праведной жизнью или ученостью.

Прекрасное монументальное сооружение такого типа находится недалеко от бывшего ханского дворца. Это Эски-дюрбе.

Одним из самых ранних является дюрбе в Чуфут-Кале. В плане оно представляет восьмиугольник с сильно выдвинутым с южной стороны порталом в виде четырехугольника, перекрытого полукруглым куполом.

По характеру кладки, деталям и имеющимся в литературе датам памятник этот относится к XV в. Дюрбе Джаныке-ханум имеет надпись: «Эта гробница знаменитой государыни Ненекеджан-ханым, дочери Тохтамыш-хана, скончавшейся в месяце Рамазане 841 г.» (1437 г.).

По стилю и строительным приемам дюрбе Джаныке-ханум очень близко дюрбе, находящемуся в Староселье (бывшем Салачике), построенному в 1501 г. по приказу Менгли-Гирея I над могилой его отца.

Большой интерес представляет как по своим размерам, так и по художественным архитектурным достоинствам дюрбе, относимое к Мухаммед-Гирею II, находящееся в новом микрорайоне города. Это величественное сооружение из тесаного известняка представляет собой восьмигранник высотой около 10 м. Основной восьмигранник переходит в шестнадцатигранный барабан, на котором находится полусферический купол, построенный из тесаного камня. Проемы стрельчатых окон на каждой грани расположены в два яруса, наличники нижнего ряда окон сделаны из мрамора.

Самым поздним из сохранившихся является дюрбе «Диляры-Бикеч», построенное по повелению Крым-Гирея в 1764 г. Оно, пожалуй, является лебединой песней зодчества Бахчисарая времен Крымского ханства. Дюрбе представляет восьмигранник со входом с западной стороны. Углы украшены тонкими пилястрами, на каждой плоскости грани имеют окна в два ряда. Низ дюрбе имеет цоколь, на восьмигранном основании находится барабан также восьмигранный, повернутый на 45º. Купол мавзолея полусферический, удлиненный. Барабан украшен пилястрами и арочками. Все профили чрезвычайно рельефны и сильно выступают из плоскости стен. Внутри мавзолей оштукатурен и, очевидно, был расписан. Купол, как исключение, выложен из кирпича.

Большое место в архитектуре занимали мечети. Одной из первых была большая мечеть – шестистолбная базилика под двускатной крышей, заложенная в 1314 г. в Солхате в честь хана Узбека. Ее деревянное перекрытие поддерживается изнутри двумя белокаменными аркадами, делящими мечеть на три нефа.

Одной из самых прекрасных после Хан-Джами является мечеть Эшиль-Джами (Зеленая мечеть), построенная в середине XVIII в. в правление Крым-Гирей-хана в Бахчисарае. Она являлась образчиком османского искусства этого периода. И несмотря на то что к этому времени османское зодчество переживало упадок, эта мечеть, предположительно построенная и расписанная талантливым иранским мастером Омером, представляет большой интерес.

Необыкновенной красотой поражала современников мечеть Джума-Джами в Гезлеве (Евпатория). Название это переводится как «пятничная мечеть» – в честь пророка Мухаммеда. Ее называют также «Хан-Джами» – «Ханская мечеть», потому что в ней происходил религиозный церемониал посвящения хана в его сан. Создал эту прекрасную мечеть турецкий архитектор Ходжа Синан. Творчество Ходжи Синана – вершина османской архитектуры. Мечеть Джума-Джами – один из его шедевров.

Сочетая архитектурные формы Византии и Востока, используя местные строительные материалы, зодчий создал в Крыму архитектурное сооружение, исключительное по изяществу и простоте, по гармоничности и рациональности. Джума-Джами была одной из самых больших и прекрасных мечетей на всем Крымском полуострове. Наиболее вероятной датой постройки является 1552 г.

Неотъемлемой частью мечетей и прекрасным памятником восточной архитектуры являются минареты. Ранние мечети строились без минаретов, но внутри уже имелся «мембр» – трибуна с лестницей и площадкой для проповедника. В османскую эпоху мембры получили пышное устройство с перилами и балдахином в виде шатра и были богато орнаментированы. Материалом для них служили камень, мрамор и дерево. Великолепный памятник такого типа сохранился в Бахчисарае.

Все минареты отличаются совершенством кладки из тесаных камней, причем швы делаются особенно тонкими. Такая кладка требует мастеров высшей квалификации.

Памятником высокого строительного искусства является бывший ханский дворец.

Дворец, занимающий сегодня площадь в четыре гектара (а в прошлом еще большую), включал сады, окружавшие основные постройки.

С главной улицы Бахчисарая во дворец ведет каменный мост, переброшенный через речку. За мостом – широкие ворота, заново отремонтированные в XIX в., над ними – пестро расписанная с цветными стеклами башня, в верхней части которой находится герб дворца – две свившиеся в схватке змеи. Левее ворот вдоль главного фасада на улицу выходили лавки. За воротами открывался обширный немощеный двор, где собиралось ханское войско, происходили встречи послов и т. д. Двор окружают дворцовые постройки: слева – мечеть, кладбище с пышными надгробиями и двумя мавзолеями, далее конюшни; справа – парадные залы разного назначения, жилые покои, дворики с фонтанами и, наконец, остатки гарема, незаметно переходящие в сады. Первоначально его резная каменная плита находилась у стены мавзолея Диляры-Бикеч – «прекрасной княжны», согласно преданию, любимой жены Крым-Гирей-хана. Этот фонтан был сооружен по его повелению придворным мастером Омером в 1764 г.

Мусульманская архитектура, давшая образцы монументальной строгости и красоты, продуманности и правильности форм в культовых постройках – мечетях, медресе, мавзолеях, – при сооружении частных жилищ, казалось, предоставила полную свободу проявлениям причудливой восточной фантазии, народным вкусам и местным традициям.

 

Источник: В. Е. Потехин, Д. В. Потехин «Культура народов Крыма»