Республика КрымКультура и искусствоТеатры Крыма

Крымский театр кукол

Официально считается, что Крымский театр кукол создан в 1939 г., но, как это часто бывает, благодаря энтузиастам куклы появились в Крыму задолго до этого события.

В начале 1934 г. воспитательница детского сада № 18 г. Симферополь Мария Константиновна Шуринова впервые выучила с детьми стихотворение с помощью веселого Петрушки, которого сделала своими руками.

Вскоре ее инициативу поддержали другие воспитатели – Мария Федоровна Руденко и Тамара Абрамовна Синани. Втроем они стали создавать полуимпровизированные кукольные спектакли. В 1935 г. М. Шуринова поехала в Москву на курсы кукловодов, которые вела Н. Я. Симонович-Ефимова, эстетика, взгляды, методы работы которой легли в основу будущего Крымского театра кукол.

В 1937 г. Марию Федоровну послали в Москву на режиссерские курсы, которыми руководил С. Образцов. Из Москвы она привезла готовый спектакль «Колобок», который шел на сцене театра до 1953 г. Популярность самодеятельного театра росла, и 19 октября 1938 г. Совет Народных Комиссаров Крымской АССР постановил: «организовать в 1939 г.… в Симферополе при ТЮЗе детский передвижной кукольный театр для обслуживания колхозов и совхозов». Своего здания у театра не было, все имущество помещалось в одной комнате, здесь же репетировали, делали кукол и декорации.

В канун 1940 г. Крымский театр кукол выпустил спектакль «Дед Мороз» М. Шуриновой, который сохранился в репертуаре театра до 1960 г., а сама пьеса широко ставилась во многих театрах страны.

Когда началась Великая Отечественная война, в последний раз представление состоялось 10 августа 1941 г., а 18 августа по приказу Наркомпроса театр прекратил свою работу. Сотрудники были возвращены в детские сады и детские дома для эвакуации детей. Однако так случилось, что большая часть труппы оказалась в оккупированном Симферополе.

Приказы о возвращении всех на рабочие места следовали один за другим, начались массовые расстрелы и угоны в Германию… В декабре 1942 г. кукольники вынуждены были явиться в городскую управу и приступить к работе, но обслуживать немецких солдат руководитель театра М. Шуринова отказалась.

Под театр сразу же отвели помещение – второй этаж Центральной сберкассы. Куклы и реквизит, сданные перед войной в Наркомпрос, погибли. Пришлось все начать сначала. Работали день и ночь подряд. Решили ставить сказку «Колобок», боялись, что зал будет пуст, но перед премьерой возле театра стояла многочисленная очередь из ребят и взрослых.

После освобождения Симферополя Мария Федоровна Руденко обратилась в Наркомпрос с просьбой возобновить работу театра кукол. В тот же день были просмотрены спектакли, и с 16 апреля 1944 г. передвижной театр поступил в ведение Управления по делам искусств, получив новое название – Крымский государственный театр кукол. Первым директором стационарного театра была назначена М. Ф. Руденко, а художественным руководителем – М. К. Шуринова. Для работы театра в дневное время был предоставлен зал Госфилармонии (ул. Севастопольская, 2). Штат возрос до 11 человек. В 1946 г. театр получил помещение в центре города в здании кинотеатра «Пионер».

Новое, как его стали называть в конце 40-х гг., реалистическое направление в театре кукол постепенно охватило все периферийные театры. Театры кукол вступили в конкуренцию с драматическими театрами и ТЮЗами не только манерой исполнения, но и репертуаром. Если ранее спектакли Крымского театра кукол лишь имитировали драматическую сцену, то А. Тралани (с 1951 г. – главный режиссер театра) решил вовсе отказаться от кукол и превратить театр в ТЮЗ с кукольной труппой. Это решение устраивало и большинство актеров, мечтавших о возвращении на «круги своя» – в драму.

Лишь к середине 50-х гг. в театрах заговорили о «кукольной и не кукольной» драматургии. Режиссеры уже повторяли слова С. Образцова: эта пьеса «кукольная», а эта «не кукольная», но по привычке еще продолжали ставить и те и другие. Поворотным для коллектива стал 1954 г. Очередной режиссер А. Игнатьев на первых порах пытался копировать спектакли С. Образцова. Копировал старательно, по фотографиям. Так он поставил «Приключения Буратино» и «Чертову мельницу». Спектаклем «Кащей Бессмертный» начался новый этап жизни Крымского театра кукол. Коллектив отказался от павильонных декораций, писаных задников, кулис. Вместо подробной живописной картинки на сцене появились лишь отдельные детали оформления, способные пробудить зрительское воображение.

В переломные годы для Крымского театра кукол выбор драматургии имел решающее значение. Удача спектакля «Кащей Бессмертный» заставила театр более серьезно взглянуть на ту драматургию, которой располагал театр кукол. К постановке были рекомендованы пьесы «Чертова мельница» И. Штока, «Снежная королева» Е. Шварца, «Золушка» Т. Габбе, «Приключения Чипполино» Дж. Родари, «Краса ненаглядная» Е. Сперанского и др.

Творческая жизнь в театре вспыхнула с новой силой. Крымский театр кукол осуществил ряд удачных постановок: прежде всего, «Али-Баба» М. Туберовского (1957 г., режиссер А. Тралани), «Песнь о Руси» Смирнова-Ульяновского (1958 г.), «Никита Кожемяка и Змей Горыныч» Е. Туровской и В. Метельникова (1959 г., режиссер А. Игнатьев), «Кот без сапог» С. Димант и С. Зельцер (1959 г.), «Иван-царевич и Серый Волк» Н. Надеждиной-Еланской (художник всех спектаклей – С. Карникола), «Волшебная лампа Аладдина» Н. Гарнет (1960 г., режиссер А. Тралани, художник Л. Харабарина). Как мы видим, лучшими спектаклями Крымского театра кукол являются, в большинстве своем, сказки, ставшие классическими в театре кукол.

В конце 50-х гг. были поставлены спектакли «Песнь о Руси», «Никита Кожемяка», «Иван – крестьянский сын».

В годы творческого подъема в Крымском театре кукол актеры, чувствуя интересное направление в театре, стремились новыми работами закрепить успех.

В 1961 г. театр возглавил артист Крымского областного русского драматического театра А. А. Кирилловский. В течение одного сезона 1961 – 1962 гг. театр выпустил 8 спектаклей. А. А. Кирилловский привлек к совместной работе молодого крымского поэта Владимира Орлова. Первая пьеса будущего популярного кукольного драматурга называлась «Золотая чайка». Это был один из первых опытов содружества Крымского театра с профессиональным литератором. В. Орлов написал для театра несколько пьес, лучшей из которых была в те годы «Тимка с Голубой планеты».

1970-е гг. ознаменованы для Крымского театра кукол ростом художественного уровня спектаклей, что позволило ему со временем стать одним из ведущих коллективов республики и Украины.

Начало положил спектакль «Клянемся тебе, Кибальчиш!» по А. Гайдару. Успех его обеспечили режиссер-постановщик С. Морозов и художник В. Майоров, сумевшие решительно отойти от постановочных штампов, которые уже тогда щедро наслаивались на эту пьесу.

В начале 70-х несколько изменилась и расстановка режиссерских сил в театре. Уехал в Донецк Б. Смирнов. Начал ставить спектакли артист театра, студент режиссерского отделения Краснодарского института Б. Азаров. Одной из его первых режиссерских работ в Крымском театре был спектакль «Приключения барона Мюнхгаузена». Здесь были эксцентрика и гротеск, сатирические зарисовки и волшебные превращения, великолепные декорации, расписанные светящимися красками и прекрасно изготовленные куклы, почти цирковые трюки с летающими шпагами, с пушкой, стреляющей ядрами.

В 1978 г. Б. Азаров стал главным режиссером Крымского театра кукол. Его талант в полной мере раскрылся в мягких, лирических спектаклях для детей. Среди них – «Кошки – мышки» по мотивам пьесы Е. Человецкого, «Ай да Мыцик!» и «Когда расцветают ромашки» болгарского драматурга Р. Московой.

Наверное, самое удачное десятилетие Крымского театра (80-е гг.) за всю его историю связано с деятельностью режиссера Б. Азарова. В это же время у коллектива, наконец, появился свой дом. Пусть небольшой, но зато уютный, в центре города. Театр стал интересным, у него появилось собственное лицо, его премьеры привлекли внимание деятелей театра кукол страны.

Бывший театр педагогов-воспитательниц в основном и остался педагогическим, испытывающим особую привязанность к зрителям-дошкольникам и младшим школьникам. Он отличался поиском броской, эффектной пластической формы. Все то, что раньше жило в коллективе на любительском уровне и не всегда находило подобающее воплощение, в 80-х гг. оформилось, приобрело смысл, стало фактом искусства. В эти годы театр создал немало значительных спектаклей. Это – «Сказки Чуковского», «Прыгающая принцесса» Л. Дворского, «Звездный мальчик» по О. Уайльду, «Все мыши любят сыр» Д. Урбана, «Ищи ветра в поле» В. Лифшица, «Каштанка» по А. Чехову… Сами по себе названия вполне традиционны для театра кукол. Нетрадиционно иное их воплощение. В каждом есть художественная уникальность.

Уникальность же самого театра кукол заключается не только в успешном обращении к эксцентрике. Он уникален в своей цельности, ансамблевости, ровной, уверенно-улыбчивой атмосфере добра, которой пронизаны спектакли. Одним из таковых, без сомнения, стал «Ищи ветра в поле» В. Лифшица.

Перед нами – ярмарочная карусель. Она будет превращаться то в избу, то в мельницу, то в барский особняк – и, все-таки, в чем-то будет каруселью. Безусловно, самой крупной актерской удачей стала роль Деда, которую играл один из старейших актеров театра Г. Мартьянов.

За годы театральной практики сложилось мнение, будто нет ничего проще, чем создать спектакль для детей. Но это – заблуждение. Нет ничего сложнее постановки для детей. А вот режиссер Б. Азаров владеет этим даром. «Прыгающая принцесса» в его интерпретации – изящная миниатюра, чуть стилизованная под чешский лубок.

Артисты В. Васильева и А. Фомин, играющие «чешских» кукольников, уверенно справляются с исполнением всех ролей спектакля, работая в открытом приеме с марионетками. Этот спектакль сравним с акварелью. Он мягок, прозрачен, чист, праздничен. Таков и театр Б. Азарова.

 

Источник: Б. Голдовский, С. Смелянская. Театр кукол Украины