Республика КрымЭкономикаРекреационная отрасль

Крымский Сусанин – и швец, и жнец

Туризм – понятие, включающее в себя множество аспектов. В узком смысле это форма активного отдыха (путешествия, экскурсии, походы, спортивные игры). В широком – отрасль экономики (увеличение денежных поступлений, формирование туристского рынка). Существует обширный круг видов туризма: культурный и познавательный, оздоровительный и спортивный, экологический и сельский и т. д.

Нужда в отдыхе у всех одинаковая, но у каждого отдыхающего свои потребности, и реализуются они по-разному. Кто-то, отдыхая, выбрасывает адреналин, катаясь по горам на велосипеде, а кто-то наслаждается купально-пляжной рекреацией.

После распада СССР возникли факторы моды, то есть отступление от традиций проведения отдыха с купально-пляжной целью, переход от регламентированного характера организации к самодеятельному, мода на экстремальные виды туризма, активно развитые в западных странах. Немаловажную роль сыграл высокий уровень безработицы, а также возможность самозанятости населения, проявление личной инициативы и фантазии с целью получения максимальной прибыли. Четвертым, пятым и шестым факторами аналитики считают необходимость привлечения туристов как из ближнего, так и дальнего зарубежья, доступность использования с целью рекреации горных массивов, водных глубин и воздушного пространства для частных лиц.

В Крыму создаются новые формы рекреационной деятельности, рассчитанной не на усредненный образ массового отдыхающего, а на самые разные категории людей с учетом их рекреационных потребностей и финансовой обеспеченности. Ведь в Крыму существуют реальные возможности поднятия уровня и эффективности туруслуг; полуостров имеет ряд скрытых рекреационных ресурсов, которые могут быть использованы или уже используются в сфере туризма.

Как ни странно, частный бизнес довольно долго не только не решался выводить на рынок новые нетрадиционные туры, но и не подступался к воссозданию таких пользовавшихся спросом в советское время программ, как, например, двухнедельные туры «Горы – море». Казалось бы, ничего особенного: неделя в горах – неделя на море. Но на деле все получилось иначе. Директор одной из московских компаний, прочно обосновавшейся в Крыму, осторожность «частников» объясняет так: «Организация похода – дело очень хлопотное и дорогое». Парадокс, но содержание палаточного лагеря и питание у костра обходится дороже, чем проживание в фешенебельном пансионате.

В эпоху ныне почившего планового туризма существовали так называемые основные нитки маршрутов. Шаг вправо, шаг влево – догадайтесь, что будет… Сегодня такой номер не пройдет. Сколько людей, столько и мнений. Человек платит деньги, а вы уж, дорогие туроператоры, будьте любезны. Кто-то, менее подготовленный, намерен пройти несложный маршрут. А кто-то с опытом требует всяких разных экстремальных «фишек». Поэтому, руководствуясь базовыми направлениями, разработчики вынуждены корректировать пешеходный маршрут согласно пожеланиям всегда правого клиента и наполнять какими угодно приключениями: спелеологическими, скалолазными, конноспортивными, водными (вроде виндсерфинга или дайвинга).

К уже сформированным группам необходимо приставить гида-проводника. Современный Сусанин – это и швец, и жнец, и на дуде игрец. Поскольку в его обязанности входит не только вести группу так, чтобы она не заблудилась, но и рассказывать о местных достопримечательностях, разрешать психологические конфликты (а они неизбежны при тесном общении практически незнакомых людей), суметь оказать первую медицинскую помощь, сориентироваться в любой нестандартной ситуации, предугадать которую заранее невозможно. А еще бывает, что «так есть хочется, что переночевать негде». По большому счету, в Крымских горах всего 3 места, где можно пожить с относительным комфортом после пешеходных переходов: на Ай-Петри, на Чатыр-Даге, на Караби-яйле. Все остальные «приюты» либо находятся не в горах, а в предгорье, либо являются доставшимися в наследство от планового туризма стоянками.

 

Источник: «Крымская правда» N 145, 2003 г.