В творчестве Игоря Северянина (Игорь Васильевич Лотарев, 1887 – 1941) «крымская» тематика никогда не была сколь-либо определяющей. В антологии «Крым. Поэтический атлас» его имя только упоминается – и не более (хотя, может быть, и нелишне было бы поместить в соответствующие разделы такие стихи Северянина, как «От Севастополя до Ялты», «Бахчисарайский фонтан», «Тоска о Сканде», «Коктебель» и другие, где представлена своеобразная поэтическая трактовка «крымских реалий»). Между тем, существует довольно большая научная литература (к сожалению, разбросанная в виде статей в труднодоступных широкому читателю сборниках, преимущественно в заграничных), специально посвященная этому, казалось бы, частному вопросу. Дело в том, что с «крымскими» гастрольными поездками И. Северянина 1913 – 1914 гг. оказался связан важнейший эпизод в истории русского футуризма начала ХХ в. – эпизод, который поэт довольно громко именовал «Крымской трагикомедией». Это – эпизод недолгого сближения и последующего размежевания Игоря Северянина и Владимира Маяковского, приведший к «войне «эго» и «кубо». В упомянутых работах (особенно в статье Н. Харджиева) эта тема была разработана достаточно полно – но лишь в чисто литературном аспекте.
Речь пойдет о двух поездках Игоря Северянина в Крым: а марте 1913 г. и в декабре 1913 – январе 1914 гг. Обе эти поездки связаны с его «поэзоконцертами» и гастрольными турне по России.
Основным источником сведений об этих поездках оказывается художественный текст самого Северянина – его автобиографическая поэма «Колокола собора чувств», написанная в январе 1923 г. и ставшая заключительной частью его автобиографической стихотворной трилогии (две другие поэмы – «Роса оранжевого часа» и «Падучая стремнина»). Созданная в редком жанре стихотворных мемуаров, эта поэма в хронологической последовательности повествует об основных эпизодах его ранних гастрольных турне, о встречах с литераторами-современниками, о любовном увлечении Софьей Сергеевной Шемардиной («Сонкой»), которое стало основой поэмного сюжета.
Ко времени своего первого приезда в Крым, весной 1913 г., Северянин был уже известным поэтом. Турне проходило по маршруту: Минск, Вильно, Харьков, Екатеринослав, Одесса… После шумного успеха в Одессе Сологуб уехал на несколько дней в Полтаву, а Северянин вместе с Чеботаревской «на дряхлом пароходе «Пушкин» отправились в Крым:
С Настасьей Николаевной в Ялту,
Заехав в Севастополь, мы,
В разгар таврической зимы,
Попали к вечеру. Приял ту
Красу я тотчас. От Байдар
Вдоль побережья нас автобус
Извилисто стремил. Мы оба
С восторгом на морской пожар –
Заход светила – любовались.
Когда же Симеиз, отдалясь
Своею мраморною тьмой,
Исчез, казалось нам, в самой
Пучине моря, мы отдались
Иным красотам, и Мисхор
Привлек взыскательный мой взор.
В данном случае «поэмное» слово И. Северянина напоминает скорее какой-то конспект путевых заметок – своеобразный комментарий к собственным «моментам жизни поэз»:
Мы в Ялте пробыли два дня лишь
И наняли автомобиль
На Симферополь, снегопыль
Вздымив. О, как меня ты жалишь,
Змея воспоминанья! – В край
И олеандров, и магнолий
Меня вдруг повлекло всей волей…
Оттуда мы в Бахчисарай
Проехали, и в Симферополь, –
В татарский город сволочей, –
Вернулись на неделю…
В своей поэме Северянин как бы путешествует и по прожитой жизни, и по написанным ранее стихам: «попутное» упоминание Бахчисарая, по мысли автора, должно служить комментарием к стихотворению «Бахчисарайский фонтан», написанному за 10 лет перед поэмой.
Во второй половине марта 1913 г. Сологуб, Чеботаревская и Северянин дали поэтический вечер в Симферополе. И там же познакомились с двумя молодыми крымскими поэтами: Вадимом Баяном (Владимир Иванович Сидоров, 1886 – 1966) и Борисом Дмитриевичем Богомоловым (1886 – 1920). Сохранилась их групповая фотография, сделанная в Симферополе.
Образ Вадима Баяна в поэме «Колокола собора чувств» нарочито снижен: там был назван «Селим Буян, поэт Симферо». В конце 1913 г. В. Баян, житель Симферополя и активный сотрудник крымских газет, организовал на свои средства поэтическое турне под названием «Олимпиада футуризма». В. Маяковский и Северянин приехали в Симферополь в декабре 1913 г., на Рождество. Однако начало «Олимпиады…» затягивалось, и они прожили «праздно на Салгире» более двух недель. Потом подъехали Бурлюк и Каменский, и 7 января 1914 г. в симферопольском Театре таврического дворянства состоялся первый вечер «Олимпиады футуризма»; 9 января «Олимпиада…» продолжилась в Зале общественного собрания Севастополя, после чего поэты проследовали в Керчь. 14 января в Керчи между Северянином, Маяковским и Бурлюком произошла «размолвка из-за каких-то пустяков», после которой Северянин сел на поезд и укатил в Петербург.
Таковы – вкратце – обстоятельства посещений И. Северянином Крыма, составившие сюжетную канву поэмы «Колокола собора чувств». 10 дней в марте 1913 г. и около 20 дней в декабре 1913 – январе 1914 г. – эти дни ознаменованы не только поездками и выступлениями, но и довольно активным творчеством.
Источник: «Крымский архив»