Республика КрымИсторияЭтнография Крыма

Крымчаки

Крымчаки – немногочисленный народ, сформировавшийся в Крыму на основе древнего местного населения с позднейшим включением тюркского и еврейского элементов, объединяющей силой которых стала иудейская религия ортодоксального толка. Наличие черт древнейших обитателей полуострова, племен Хазарского каганата и других тюркских и нетюркских народов, в том числе евреев – выходцев из восточных и европейских стран, подтвердили и антропологические, в том числе краниологические исследования крымчаков в начале ХХ в., и биохимический анализ их крови, проведенный в 1928 г.

Язык крымчаков относится к 1-й группе тюркских языков, на которой говорят литовские, белорусские и крымские татары, турки, караимы, урумы, гагаузы. Но многие слова крымчакского языка отличаются от слов, обозначающих те же понятия, в крымскотатарском и турецком языках. Алфавит крымчаков был основан на древнееврейском квадратном письме. Время возникновения народности крымчаков обычно относят к VI – VIII вв., а IX в. уже подтверждается историческим памятником – рукописным молитвенником с датой написания или приобретения – 847.

Основными занятиями крымчаков были ремесла, главным образом кожевенные. Территория расселения крымчаков менялась в зависимости от политической и экономической обстановки на полуострове: в Х – ХVI вв. основная их масса была сосредоточена в городах Восточного Крыма, с XVI в. они концентрируются главным образом в Карасубазаре и горной части – на Мангупе и Чуфут-Кале.

Жили крымчаки обычно в одноэтажных домах из камня на глиняном растворе или самана, состоящих из одной – двух комнат, кухни и передней, окна выходили во двор. Земляные полы застилали войлоком и ковриками. Обедали, сидя на полу на специальных подушках «ян ястыхлар» вокруг круглого столика – «софра». Пища крымчаков была в основном мучная, мясная и молочная. Мужчины носили черные кафтаны, брюки, мягкие кожаные сапоги без задников и каблуков, на которые надевались кожаные галоши «катыр», голову покрывали круглой каракулевой шапкой. Женская одежда состояла из кафтана темно-лилового или фиолетового цвета, шальвар и вышитых серебром туфель. Голову девушек украшала турецкая феска, обшитая монистами, женщин – сложный убор «баш багъы»; выходя из дома, женщины обязательно укутывались зимой в толстый шерстяной платок, летом – в легкое кисейное покрывало. Семейная жизнь крымчаков строилась на строгом соблюдении установлений иудаизма. Браки заключались только по сговору родителей, на основе брачных договоров, где перечислялись обязанности будущих супругов до самой их смерти; разводы практически отсутствовали.

Впервые термин «крымчак» появился в официальных документах России в 1859 г. Перепись 1897 г., зафиксировавшая крымчаков как отдельный этнос, указала 3466 чел. На территории Таврической губернии крымчаки проживали тогда главным образом в городах – Симферополе, Феодосии, Керчи и др., занимались они ремеслами и торговлей. В 1913 г. силами крымчакской общественности была проведена еще одна перепись. По ее данным, число крымчаков приближалось к 8 тыс. После 1917 г. число их постепенно сокращается в результате ассимиляции, и в 1926 г. крымчаков насчитывается уже только 6383 чел.

Во время оккупации Крыма гитлеровцами проводилось систематическое уничтожение крымчаков, в основном стариков, детей и женщин – мужчины сражались на фронте и в партизанских отрядах.

По переписи 1959 г., в СССР числилось 1500 караимов, но эта цифра не соответствовала действительности, так как после войны крымчакам паспорта с указанием их национальности не выдавали, а писали в них: еврей, караим, грузин и т. п. Только в 1965 г. Крымоблисполком вынес решение о замене паспортов крымчаков при наличии документов о принадлежности к этой национальности. Однако у многих они не сохранились. По неофициальным подсчетам, в настоящее время численность крымчаков колеблется от 2,5 до 3,5 тыс. чел. В Крыму их проживает около 600 чел.

 

Источник: Краткий словарь истории Крыма. К. Когонашвили