ДостопримечательностиАрхеологияАрхеология Крыма

Крым в эпоху раннего средневековья

Начиная с гуннского времени (IV-V вв.), горные районы полуострова стали своеобразной контактной зоной, пролегшей между побережьем и степью. Они не были столь надежно защищены от внешних влияний как, например, внутренние районы Кавказа. Лишь Южный берег представлял собою изолированную Главной грядой территорию, труднодоступную для степняков, но беззащитную от нападений со стороны моря.

В начале 70-х гг. IV в. гуннами были подчинены северокавказские аланские племена, а в конце IV в. ими были завоеваны пространства между Волгой и Доном. В состав образовавшегося гуннского союза племен входили и территории степного Крыма. Но после поражения, которое гунны потерпели в 451 г. на Каталаунских полях (территория современной Франции), это огромное политическое объединение быстро распалось. Однако на Керченском полуострове и в Приазовье еще около столетия существовало гуннское княжество, ликвидированное Византией путем прямой военной экспансии в правление императора Юстиниана I.

Во 2-й половине VI в. степные районы Приазовья и Северного Кавказа вошли на короткое время в состав гигантской империи - Тюркского каганата. После его гибели в результате междоусобных раздоров из его состава выделились племена болгар и хазар, до этого на короткое время объединившиеся в так называемую Великую Болгарию, занимавшую приазовские степи. Хазарский каганат сформировался к середине VII в. Как известно, болгарский хан Аспурх, не смирившись с хазарским господством, увел свою орду на Дунай и Добруджу, где в начале 80-х гг. VII в. начинается формирование первого болгарского государства. В конце VII - начале VIII в. массы болгар, подчинившихся хазарам, продвигаются в степные и предгорные районы Восточного и Центрального Крыма. Распространение их отмечено довольно многочисленными памятниками салтово-маяцкой культуры.

Следует отметить, что тюрко-болгары не проникли в глубинные районы Юго-Западной Таврики, будучи встречены там христианизированным населением, смешанным по своему составу (преимущественно аланы и готы). Возможно, Внутренняя гряда Крымских гор на участке между современными поселками Почтовым и Куйбышево Бахчисарайского района создавала своеобразную границу между этими двумя этническими массивами, и соответственно здесь сформировались две зоны политического влияния: хазарская и византийская. Первоначально отношения были мирными, может быть даже союзническими. Ведь у Византии и Хазарии был общий недруг - Арабский Халифат и Иран. Однако в конце VII в. хазары предпринимают активные действия против Византии, поддержав борьбу Херсона (античный Херсонес) с императором Юстинианом II. Через столетие, в конце VIII в. картина меняется. Хазары начинают захватывать крепости в Юго-Западной Таврике, и это вызывает вооруженное выступление ее населения, известное как восстание под руководством Иоанна Готского, архиепископа, возглавлявшего Готскую епархию. В состав ее входили районы Южной и Юго- Западной Таврики.

Поводом для восстания послужил захват хазарами крепости Дорос. Возможно, после этого она получила новое наименование - Мангуп. Не исключено, что к середине IX в. хазары овладели в Крыму большей частью его горной территории за исключением земель, находившихся в непосредственной близости от Херсона.

Однако к концу столетия положение начинает меняться в пользу Византии, которая сумела преодолеть внутренний кризис иконоборческого времени и отбила натиск арабов на своих южных границах. По сведениям императора Константина Багрянородного в 30-х гг. IX в. создается фема Херсона, потеснившая владения хазар. Во второй половине Х в. Хазария окончательно утрачивает степную и предгорную часть полуострова, которая становится объектом нападении печенежских племен. С середины XI в. по начало XIII в. она находилась в зоне половецкого влияния.

Крымские горы не велики, они не создавали непреодолимых препятствий для пришельцев, но в то же время они могли служить прибежищем для земледельческого населения, поддерживающего мирные контакты с кочевниками. Правда, эти отношения нередко сменялись всплесками военной активности последних. Особенно опасными для горцев были периоды, когда в степях происходила смена населения или политическая переориентация, а это случалось не раз. Поэтому поселения располагались не только в долинах, но и поднимались на вершины труднодоступных отрогов горных массивов или же занимали поверхность известковых останцов, т. е. отдельно стоящих плато. Эти естественные крепости по мере обживания дополнялись элементами искусственной фортификации, в которой отразились как теория и опыт позднеримского военно-инженерного искусства, так и традиции местного строительного дела.

Среди такого рода укреплений, зародившихся на рубеже античности и средневековья, особой известностью пользуются так называемые "пещерные города". Топографически они привязаны к юго-западному району Внутренней гряды, отделяющей собственно Горный Крым от предгорий и степей. Куэсты, образующие Внутреннюю гряду, имеют пологие, спадающие в Продольную долину северо-западные склоны; на юго-восток же гряда выступает отвесными обрывами. В эпоху Великого переселения народов (III-IX вв.) она стала границей между двумя мирами: кочевников-скотоводов степей и оседлых пастушеских земледельцев горных долин. Именно это пограничье и было зоной концентрации "пещерных городов". Исторические известия о некоторых из них появляются более тысячи лет назад. Так, Мангуп впервые упоминается в Х в. (возможно, в VII-Vlll вв. он фигурирует под именем Дорос), Кырк-Ор (Чуфут-Кале) - в XIII в. Каламита (Инкерман) - XIV в. Другие же известны лишь под своими позднейшими названиями, возникшими в среде татарского населения, которое застало эти города уже мертвыми, например, Бакла (фасоль, или, возможно мера для хлеба), Тепе-Кермен (холм-крепость), Эски- Кермен (старая крепость) Кыз-Кермен (девичья крепость) и др.

После присоединения Крыма к России возрос интерес к древностям полуострова, его начинали посещать как серьезные, хорошо подготовленные исследователи (П. Паллас, П. Кеппен), так и путешественники-дилетанты, искатели романтических впечатлений (М. Гутри, Э. Кларк, П. Сумароков, И. Муравьев-Апостол и др.) Eсли первые стремились к точным описаниям и осторожным выводам, то вторые спешили перенести на бумагу свои восторженные впечатления, простодушно подкрепляя их вольными историческими экскурсиями. Поселения Внутренней гряды оказали на сентиментально настроенных туристов неизгладимое впечатление обилием искусственных пещер и экзотикой местоположения. Термин "пещерные города" возникал сам собой. Cейчас уже трудно установить, кто первый произнес это словосочетание, но привилось оно быстро, породив немало фантастических теорий относительно происхождения этих поселений. О