Как бы то ни было, в первой половине XIV в. (доказательство – письменные и археологические данные) город Крым разрастался. По своему времени он был благоустроенным: водопровод, рынок, караван-сарай, кофейни, бани, жилище правителя, богатые дома, монументальные мечети и церкви. И все это среди пестрого скопища прочих разномастных жилищ и хозяйственных построек.
Крым-Солхат для средневековой провинции – город довольно большой и достаточно многолюдный. К такому выводу пришел А. Л. Бертье-Делагард в итоге критического изучения сообщений восточных авторов и их трактовки в трудах ряда историков. Сдержанность его в оценке письменных свидетельств можно понять: в литературе укоренилось к тому времени преувеличенное представление о размерах этого средневекового города.
Весьма сомнительны сведения, сообщаемые Жозефом Дегинем, историком середины XVIII в. «Крым, – пишет он, – один из главнейших городов Азии, столь великий и пространный, что всадник едва мог на хорошем коне объехать его в половину дня». Употребленное в этом отрывке текста слово «объехать» обычно понимается как объезд города по периметру, т. е. вокруг его оборонительных стен.
При такой трактовке Дегиня площадь города поистине грандиозна! Все проясняется, если обратиться к источнику, которым мог пользоваться Дегинь, – «Путешествие Ибн Батуты» (1334 г.). За сообщением, что Крым – один из главнейших городов Азии, в «Путешествии» следует рассказ о том, как Ибн Батута, оседлав хорошего коня, отправился знакомиться с достопримечательностями не Крыма-Солхата, а совсем иного золотоордынского города. Не исключено, что Дегинь, сократив рассказ Ибн Батуты, несколько переиначил его смысл, акцентируя внимание читателя на «хорошем коне» и времени, потраченном на «объезд».
Площадь собственно города, т. е. опоясанная стенами, могла составлять во времена Ибн Батуты не более 80 га. Не так-то уж велик был город Крым! Меньше, скажем, нежели Мангуп. Но и здесь кипела торговля, процветали ремесла, как всегда, сопутствовавшие торговле; не забудем и земледелие, которым занимались, кормя город, не только жители ближайших сельских поселений (предместий), но и многие обитатели самого города.
Занятия этнически пестрого населения были разнообразны, а жили «крымцы» (судя по аналогиям с другими золотоордынскими городами) не смешиваясь – здесь греки, тут армяне, там – караимы или аланы, черкесы, русские…
Источник: О. Домбровский, В. Сидоренко. «Солхат и Сурб-Хач» (Археологические памятники Крыма)