Республика КрымИсторияИстория Крыма

Крым после присоединения к России в 1783 году

С 1783 г. царское правительство в целях экономического развития побережья Крыма раздало русским помещикам около 350 тысяч десятин земли, ранее принадлежавшей султану, ханам и бежавшим в Турцию беям и мурзам. Были сделаны серьезные шаги по заселению Крыма, строительству дорог, городов и крепостей, приняты меры по развитию овцеводства, садоводства, виноградарства, виноделия. В 1804 г. в Судаке, а в 1828 г. в Магараче под Ялтой открылись казенные учебные заведения виноделия и виноградарства, в 1812 г. был основан Никитский ботанический сад. Возникли соляные и рыбные промыслы. Началось изучение истории Крыма, его природы.

В Ялте, Ливадии, Гаспре, Кореизе, Мисхоре, Алупке, Симеизе, в Карасанском парке, в Утесе, Рабочем уголке сохраняются старинные дворцы и виллы – памятники архитектуры прошлого и начала нынешнего столетий, воздвигнутые крупными земельными и промышленными магнатами России. Руками талантливых крепостных мастеров, русских, украинских и татарских народных умельцев были созданы пышные дворцы, разбиты великолепные парки. С необычной прихотью обставлялись и внутренние покои особняков. Мебель и картины, гобелены и скульптура, фарфор и бронза создавали своеобразный стиль русской усадебной культуры. Дворцы и дачи строились по проектам приглашенных иностранных архитекторов и являлись для знати загородными сельскими резиденциями, тем же, чем в XVIII в. были для них подмосковные усадьбы.

Экономическое развитие побережья потребовало устройства перевальной дороги на Южный берег. Она начала строиться в 1824 г. из Симферополя и через 2 года была доведена до Алушты. В 30-х годах шоссе связало Алушту с Ялтой, а к 1843 г. вышло к Байдарской долине. Своеобразный памятник строителям дороги – Байдарские ворота, сооруженные в 1848 г. на границе Южного берега и северного склона гор.

Особенно манящим уголком Российского государства сделалось побережье после Крымской войны 1853 – 1856 гг. Сюда, на юг, устремляются придворная знать, высшие царские чиновники, помещики и капиталисты. В течение двух – трех десятилетий весь Южный берег покрывается дворцами и дачами. Участки приморской земли превращаются в объект спекуляции. К концу 70-х годов стоимость десятины земли поднимается до 10 тыс. рублей, застроенной – до 90 тыс. рублей.

Представители знати считали признаком «высшего тона» отдыхать в Крыму в то время, когда отдыхал здесь царь, приобретший в 1860 г. Ливадию близ Ялты. От князей и баронов старались не отставать крупные капиталисты и купцы.

Пребывание на Южном берегу членов царской фамилии и титулованных лиц ставило его в административном отношении в особое положение. Сюда был запрещен въезд лицам, заподозренным в «неблагожелательности». В 1905 г. царское правительство объявило весь Южный берег на положении усиленной охраны, а в следующем году ввело военное положение, существовавшее до февраля 1917 г.

«Золотой берег» был местом вопиющих контрастов. Рядом уживались роскошь и бедность, шикарные лечебницы и тысячи умирающих от чахотки бедняков. А. П. Чехов писал: «Как много здесь чахоточных! Какая беднота и как беспокойно с ними! Мрут люди от истощения, от обстановки, от полного заброса – и это в благословенной Тавриде. Потеряешь всякий аппетит к солнцу и морю!»

Первые люди России – пионеры климатолечения В. Дмитриев, Ф. Штангеев, А. Бобров, П. Изергин – верили в будущность Крыма как курорта. Клиницист Боткин предсказывал: «Как больничная станция Крым, по-моему, имеет большую будущность, лишь бы появились те необходимые условия, без которых невозможно посылать больных с кошельком среднего размера. Со временем Крым станет значительно выше швейцарского курорта Монтре».

 

Источник: В. Г. Ена, И. Т. Твердохлебов. «Южный берег Крыма»