«Крым, Киммерия, Кермен, Кремль…, – составлял топонимический ряд М. Волошин в своей, как только сейчас ни цитируемой, статье «Культура, искусство, памятники Крыма». – Всюду один и тот же основной корень «крм», который в древнееврейском языке соответствует понятию неожиданного мрака, затмения, и дает образ крепости, замкнутого места, угрозы и в то же время «сумрака баснословности».
«Гости-сурожане» – так называли в Русском государстве купцов (армян, греков, итальянцев) из древнего Сурожа (Судака, Сугдеи), которые с XII в. начинают часто и надолго приезжать в Москву. А с XV в., после завоевания Османской империей генуэзских колоний в Крыму, многие из них оседают здесь навсегда, обзаведясь семьями, быстро освоив новые язык и культуру и уже во втором или третьем поколении слившись с основным ядром москвичей.
Западноевропейский путешественник отметил, что на крымские озера приезжают за солью «со всей России». Роль Сурожа отразилась в тогдашнем названии Азовского моря, по которому пролегал торговый путь, – Сурожское.
А в топонимике Москвы такие следы сохранились и до наших дней. Это не только всем хорошо известные Крымский мост, Крымская набережная, Крымская площадь. В летописях говорится о прибытии из Крыма Ермолы Капицы, переименованного в Палицу, и о некоем Ховре, связанном с Мангупом и ставшем родоначальником крупнейшей купеческой династии. Она владела подмосковным селом, давшим название крупному жилому массиву столицы Химки-Ховрино. Название микрорайона Тропарево, на полпути между центром столицы и аэропортом «Внуково», происходит от села, принадлежащего когда-то сурожанину Фоме Тропареву. Подмосковный город Фрязино назван в честь фрягов, как тогда стали называть итальянцев.
Сурожскими гостями постепенно стали именовать не только пришельцев с юга, но и всех московских купцов, включившихся в торговлю с Крымом. Обозначение это утрачивает географический и национальный смысл – в конце XIV в. Сурож был потеснен соседним генуэзским торговым центром Кафой (Феодосией), Москву наводняют купцы-кафинцы или азовляне. Но именно название «гости-сурожане» распространилось на высший разряд московского купечества, который торговал самыми дорогими товарами. Сурожане селились в самых привилегированных районах города (в Кремле это место называлось «крымок»). В «Словаре» В. Даля разъясняется, что сочетание живого великорусского языка «суровский товар» происходит вовсе не от «суровый», а от «сурожский», т. е. шелковый, легкий шерстяной или бумажный.
Многие из «гостей» не ограничивали свою деятельность торговлей, а добивались права владения вотчинами и боярскими титулами, участия в политической жизни. Д. В. Ховрин, к примеру, стал казначеем московского князя, и эта должность остается за Ховриными вплоть до царствования Бориса Годунова, когда они впали в немилость. Московские князья давали гостям дипломатические поручения. Дмитрий Донской брал с собой в поход на Куликово поле в 1380 г. целую группу сурожан – как для возможных переговоров, так и для «видения ради», отводя им роль своего рода военных корреспондентов. Имело значение и то обстоятельство, что двигалось русское войско как раз по торговому пути, связывающему Москву и Крым, хорошо знакомому «гостям». После бегства Мамая в Кафу его там опознал «некий гость Фрязин».
Источник: С. В. Павличенко. «Известия Крымского республиканского краеведческого музея», № 4, 1993 г.