Досуг в КрымуСпорт и активный отдыхАвтотуризм

Коктебель. На автобусе – по гребню

(автопешеходный маршрут)

 

За Подгорным автобус поворачивает налево, на проселочную дорогу. За ними – виноградники, и через 3 – 4 км выезжаем на плато Узун-Сырта, и дальше автобус идет по горе.

Мимо бывшей планёрной школы автобус идет вперед по гребню Горы, повторяя линию «подковы». Дорога одна, с нее не собьешься. По ней вполне можно проехать до конца плато и даже подняться на самую высокую его точку. Хребет оканчивается горбом – вершиной Коклюк, которая примыкает к Горе с запада и служит ее продолжением. На нее и въезжаем с ветерком. Тут покинем автобус.

В переводе Коклюк означает «голубая вершина». Ее высота 344 м. Западный, оголенный склон горы каменист и крут. Отсюда, с высоты, можно видеть землю точно с планёра, необыкновенно рельефно. Четко просматривается овальная, замкнутая форма бессточной Баракольской впадины на юго-востоке. Она лежит прямо под нами, окаймленная отвесными обрывами Горы.

Посреди долины – солончаковое озеро Бараколь («гнилое озеро»), пересыхающее летом. Во времена коктебельских слетов термические потоки, возникавшие над ним, возносили планеристов на высоту свыше 2 тыс. м. Эти потоки бывают сейчас.

У подножия Коклюка – небольшой поселок Наниково, бывшая деревня Бараколь. Новое имя дано ему в честь лейтенанта Наникова, погибшего при освобождении поселка.

К югу от Баракольской видим Арматлукскую долину. Она тянется с запада на восток до самого моря и выходит в Мертвую бухту. Среди долины застряла одинокая вершина Отлу-Кая, похожая на гребень бронтозавра (В Коктебеле ее зовут Дырковатой горой). От следующей – Коктебельской долины – Арматлукская отделена невысоким хребтом Татар-Хабурга, который (уже в поселке) заканчивается город «Верблюд».

Повернемся на 180 градусов. Перед нами лесистая гора Сарытлык с балкой Янтык, впадающей в Арматлукскую долину. А вдали на северо-западе, точно огромный лохматый медведь, – Агармыш; под боком у него Старый Крым, город Грина.

Ближе к нам видна Кара-Оба – база планеристов 2-го слета. В 1924 г. «Черный холм» наводил трепет на участников состязаний: там заседал техком.

Многое может вспомнить Голубая вершина. И прекрасного и печального. О том, как парили над ней люди-птицы. Почему они гибли здесь? Что причиной? Старый Коклюк? Или все они – жертвы случая?

Спустимся к памятнику и молча около него постоим. Кто знает, может, все же эту загадку разгадают ученые-аэродинамики, или она останется неразгаданной?

 

 

Источник: Н. Лесина, Л. Печерикина. «Музей планеризма»