Из пещерных городов Крыма Качи-Кальон, наверное, больше других исполнен волшебной фантастичности. Здесь сложная и сказочная топография особенно действует на воображение. Воздушная архитектура лестниц, площадок, мостов, веранд, пещер, гротов, прискальных построек – не понять, фантазия или реальность.
Легкое дуновение ветерка будто растворяет все в прозрачном воздухе, и пред вами встает высокая скала, испещренная бесчисленными трещинами. Внимательно всматриваетесь и различаете в верхней части как бы изображение огромного креста. Вот этот рисунок природных трещин и профиль скалы, похожий на нос корабля, породили название Качи-Кальон – «Крестовый корабль». Таково самое простое объяснение топонима.
Но начнем наше знакомство с нависающими титаническими скалами ущелья у Качинских ворот.
Средняя гряда Крымских гор, где и расположены все пещерные города, сложена известняками нижнетретичных и меловых отложений. Из такого белого камня выстроено много домов и дворцов Крыма. Камень легко поддается обработке, и можно даже киркой высечь искусственную пещеру в мощных обрывах гряды.
Тут же, рядом с дорогой, находится Качинский навес – стоянка человека верхнепалеолитического времени.
Издревле нравилось человеку жить под крышей таких грандиозных скал, тем более, что они служили естественной защитой от диких зверей.
А дальше – навес Таш-Аир (Отдельный камень). На этой многослойной стоянке человек обитал с мезолита (VI тысячелетие до нашей эры) и до раннего средневековья. Здесь жили поэты и художники, охотники и воины. Стихи словно превращаются в поэтический ореол скалы, в удивительное возвышенное состояние души, когда стоишь и любуешься наскальными рисунками, начертанными рукой человека эпохи энеолита – ранней бронзы (IV – III тыс. до н. э.).
На сглаженной скальной поверхности площадью до 15 кв. м красно-бурой охрой изображение сцены охоты и военных событий, загадочные знаки и фигуры людей. А может, древний поэт на скале краской писал свои сказки?
И вечный аромат весны также витает над скалами, пережившими те века, когда жили и погибали первобытные народы, процветали разные культуры и государства, и примитивное язычество сменилось другими вероисповеданиями. Всюду в Качи-Кальоне встречаются высеченные в камне кресты. Большинство из них довольно ранние, вписанные в круг; равноконечные с расширяющимися концами, с двухлопастным расширением на конусах.
Христианство отрицательно относилось к языческим верованиям и культурам, и, тем не менее, оно свою обрядность имело от язычества. Так, например, вера в чудодейственную силу наперсного или вырубленного на скале креста – пережиток фетишизма. Перенесено в христианство из язычества и поклонение иконам, статуям божества и святых, хотя Евангелие требует: «Не сотвори кумира». Также и христианская молитва не очень отличается от магических заклинаний дикаря.
Лишайники и мох, трава и цветы, птицы и проворные ящерицы – все сверкает под золотисто-зелеными утренними лучами: в полдень будто огненное колесо катится желто-багряным дымом заката. И снова из средневековой синевы появились контуры качи-кальонского поселения с нагромождениями деревянных лестниц, переплетающих обрывы и прискальные постройки, прилепившиеся сотами к утесам. Такое впечатление, что гигантский гриф решил устроить гнездовище на стенах Качи-Кальона. Он сносил со всей Таврики палочки, перья, пух и лепил, строил, укреплял волосяными нитями этот немыслимый дом-замок с искусственными пещерами и природными гротами. Деревянная паутина ступеней скрещивалась, срывалась вниз, стремительно взлетала вверх от одной пещеры к другой, к подпорной стене, площадке, церкви, часовням – об этой скальной архитектуре жилищ с нависающими эркерами и висячими лестницами говорит множество вырубленных в скале глубоких гнезд, где крепились стропила, стояки и балки.
Качи-кальонское поселение стояло на бойком и веселом перекрестке торговых дорог, соединяя через перевал Кибит-Богаз юго-западную часть полуострова с Южным берегом Крыма. Для обслуживания купеческих караванов обычно при поселениях была торгово-ремесленная прослойка кузнецов, хлебопеков, содержателей харчевен. Здесь утомленные путники могли найти ночлег, купить пищу, подковать лошадей, починить повозки, приобрести оружие и нанять проводников.
Но славился Качи-Кальон на всю округу своими умельцами-виноделами. Прошло столько веков, а археологи насчитали 120 сохранившихся до наших дней тарапанов – давилен для винограда, вырубленных в скалах. Одни находятся в искусственных пещерах, другие – под открытым небом.
Недалеко от Качи-Кальона археологи раскопали и другое производство – гончарное, где производили амфоры, кувшины, пифосы и черепицу. 250 тонн винограда или фруктов можно было сразу обрабатывать каменные тарапаны, заливая вино в керамическую тару и продавая, обменивая у соседей и приезжих купцов.
В часовне есть даже ниши с рельефным «процветшим» крестом. Подобная форма крестов, переходящих снизу в изгибы стилизованной виноградной лозы, появляется в христианской символике в IX в. Святое ощущение соприкасающихся земли и неба особенно сильно здесь, в этой светлой стороне Крыма, где люди поклонялись Богу. На Качи-Кальоне пять церквей.
Ученые до сих пор выдвигают разные версии, и по одной из них – помимо поселения тут был еще монастырь. Находился он в высоком Четвертом гроте и возник в VII – IX вв. Среди скал струится родник, поивший обитателей монастыря. В 1850 г. в Качи-Кальоне был создан скит Святой Анастасьи. Паломники толпами приходили к источнику с дикой черешней. Старую церковь восстановили, а у дороги построили новую, названную тем же именем – Святой Анастасьи.
&nbsВ наши дни от средневекового поселения и монастыря остались лишь вырубленные пещеры в скалах. В глубине Четвертого, или Большого грота Качи-Кальона сочится вода, рядом в три яруса располагаются пещеры. По вырубкам в скалах можно зрительно восстановить следы деревянных и каменных построек. Древние строители очень умело использовали каждые выступ, утес, площадки, трещины, превратив скалу в хитроумно сплетенные соты. На одном каменном обломке вырублен алтарь церкви. Это все, что осталось от киновии Св. Анастасьи.
Юго-восточная сторона грота завалена огромными глыбами, порой нависшими над обрывами. Если перебраться через них, то можно попасть на карниз, парящий над пропастью, а дальше – на очень узкую и почти непроходимую тропу, называемую Волосяной мост.
Весной дикая черешня зацветает карминно-красными цветами и будто тихо шепчет сладко-жуткую легенду о несчастной Анастасье.
Источник: В. Авинда «Пещерные города Крыма