Республика КрымКультура и искусствоЖивопись

Живописец нетронутой крымской природы

Крымский художник-живописец Октябрь Петрович Федотов родился в 1933 г. в Новосибирске, но с 4 лет проживает в Крыму, в Ялте. В военное время семья была эвакуирована, после чего вернулись обратно лишь Октябрь Федотов и его мать.

Жили они в ауле Кучук-Узень, где у юного живописца и родилась страсть к крымским пейзажам.

Окончив Крымское художественное училище им. Н. С. Самокиша, Октябрь Федотов становится членом Национального Союза художников Украины. Сегодня он живет и работает в Симферополе.

За период творческой деятельности у Октября Федотова прошли 3 авторские выставки: в 1983 и 1993 гг. в художественном училище и в 2003 г. в выставочном зале Крымской организации Национального Союза художников.

По сюжетному и образному строю своих картин Октябрь Петрович Федотов примыкает к школе пейзажа, которая исторически возникла в восточном Крыму и получила название «киммерийской». В настоящее время она, эта школа, - скорее особый взгляд на природу Крыма в целом, нежели культурно-«географическое» понятие. Для нее характерен особый тип «картинного мышления», сочинения картинных композиций без непосредственной опоры на этюдный материал, и в этом она противоречит «импрессионистическому» направлению крымской живописи. Этим можно объяснить отношение Федотова к своим холстам, которые он годами не выпускает из мастерской, работая над ними неторопливо, с перерывами, оставляя и снова возвращаясь, очень скупо показывая их на выставках. Но существеннее, в данном случае, те внутренние проблемы, которые связаны с выработкой своего, индивидуального стиля. Создавая картинный образ, художник не разрывает непосредственных связей с натурой, которая без стилистической деформации входит, включается в мир его картин.

«Документальным» свидетельством этих отношений является непрерывное написание этюдов, никогда не оставляющая художника потребность работать на пленэре. Его маленькие «картонки» - последовательное выражение самой концепции «этюдности», с ее особой непосредственностью восприятия и передачи мотива и внутреннего состояния художника, с ее особым, динамичным языком, на котором художник говорит сам с собой. Этюды Федотова - ни в какой мере не подготовительный материал к концепционным произведениям, они самоценны и самодостаточны, они в каком-то смысле противостоят полотнам, как обратная, интимная, обращенная к самому художнику сторона его жизни, в искусстве.

Баланс живых впечатлений, зрительной памяти и «картинной» фантазии, образного синтеза составляет проблему, которую художник как бы заново ставит и решает с тем или иным результатом в каждой своей новой картине. Эта проблема, сохраняя свою свежесть и остроту, «напрягает» и мучит художника, но неизменно остается стимулом для творческих исканий, для писания и переписывания холстов. В лучших своих картинах он добивается гармонии, особого согласия памяти и фантазии, когда сочиненный мотив кажется волнующе знакомым (смотришь, например, на картину «Озеро в горах» и думаешь: «И я там был»).

Идя где-то между эпически суровым киммерийским пейзажем и красочным импрессионизмом южнобережных мотивов, Федотов находит свою тему, свою линию в крымском пейзаже. Он, прежде всего, художник крымских долин с их особой пространственной структурой, «камерностью», теплой уютностью. Его пейзажи согреты незримым присутствием человека, и земля, которую пишет художник, как бы создана для человека, во всем соразмерна ему, его каждодневным занятиям, тихим трудам и дням. Именно такое «созерцание» диктует и приемы живописи: характерную определенность цветов и богатство тональных оттенков, мягкую определенность цветов и богатство тональных оттенков, мягкую очерченность и спокойную объемную лепку больших масс (деревьев, горных склонов и скал, небес, облаков…).

…Трепещущая под ветром листва, клубящиеся кроны деревьев, «окаменевшие» формы скал и облаков - за этой полнотой впечатлений ощущается стремление к «симфоническому» мышлению, претворяющему натуру в завершенный в себе мир картины.

Художник много работает над цветовым строем картины. Его поздние вещи отличаются мягкостью «естественной» красочной гаммы, сложностью и цельностью ее тональной разработки.

Тема архитектуры в пейзажах О. Федотова звучит достаточно сдержанно, но она и дала ряд хороших работ. Интерес его к местному жилищу столь велик, что выводит его за пределы профессии в область краеведения, «крымоведения»: он на протяжении многих лет коллекционирует старый этнографический материал, запечатлевает в фотографиях и слайдах его драматическую судьбу. Этот душевный порыв и привязанность «навсегда» нашли отражение в проникнутых романтическим духом картинах, таких, как «Старый фонтан», вызывающий ассоциации не столько с живописью, сколько с элегической поэзией.

Жанр портрета, и тем более натюрморта, у художника эпизодичен, но хочется сказать и о них. Если в натюрмортах решаются узкопрофессиональные задачи и в них видишь не полностью раскрывшиеся возможности, то портреты работы Федотова, прежде всего, жизненно содержательны и глубоко личны. Интимный по своему характеру «Портрет матери» разворачивается в проникновенную биографию женщины исключительно трудной, суровой судьбы. Смысл других портретов раскрывается разными способами: в «Портрете искусствоведа Г. Федотовой» через эстетику цвета, в «Портрете дочери» - через сам канонический жанр детского портрета, в «Портрете археолога В. Сидоренко» - через особую органичность предметного фона.

«Особая человеческая теплота, присущая этим портретам и всей его живописи в целом, - вот, в конечном счете, то, что отличает искусство Октября Петровича Федотова, чем отмечены его многолетние поиски своего стиля, своего пути в крымском искусстве», - как говорит о творчестве Октября Федотова заслуженный работник культуры АРК, искусствовед Рудольф Подуфалый.

 

Источник: ИС «Крым для россиян» - Crimea.ru