Крымскую художественную жизнь составляют сотни персоналий, представляющих широкий спектр направлений и распределившихся в различных официальных и неформальных «нишах» искусства. Самым крупным и долговечным художественным объединением среди них является Союз художников, доставшийся в наследство от советской эпохи, членство в котором до сих пор - показатель официального статуса художника. В прошлом Союз исполнял роль государственной структуры, регулирующей официальную художественную жизнь. За последние 10 лет ситуация изменилась: руководящие функции Союза сведены к минимуму, зато сейчас Союз художников владеет самым респектабельным в Симферополе выставочным помещением и ведет, пожалуй, наиболее динамичную работу – две недели на каждую выставку. В своей программе экспозиционеры Союза художников чередуют персональные выставки членов Союза со сборными, приуроченными к праздникам, выставки памяти - с презентациями новых творческих союзов. В целом эти выставки носят представительский характер и не отличаются особой концептуальной заостренностью, а отражают объективную картину жизни искусства в Крыму. В былые годы Союз представлял достаточно монолитное объединение сходных по задачам и средствам выражения мастеров, по общей идейной тональности в творчестве. И сейчас эта организация ассоциируется с именами мастеров, чья творческая зрелость пришлась на 70-80-е годы. На сегодняшний день Союз насчитывает около 260 членов – это объединение со своей историей, современностью и будущим, со своими классиками и ветеранами, к которым можно отнести В. Д. Бернадского, живописца старшего поколения. Ему принадлежит обширная портретная галерея современников, среди его моделей - многие крымские художники. Ряд работ художника находится в собрании симферопольского и других музеев. Валентин Данилович - наследник ленинградской академической школы - привнес в крымское искусство холодные трактовки цвета и четкую очерченность форм. Его живописи присущи официально выдержанный стиль, обобщения, придающие гражданский пафос каждому образу, – черты, делающие работы художника лицом времени.
В 90-е годы, отмеченные сменой поколений в крымском искусстве, завершили свой путь многие прославленные художники: Федор Захаров (1919 – 1994), мастер грандиозной планерной по духу картины, чье творчество многие годы служит примером учащейся молодежи и педагогов Крымского художественного училища; Владимир Соколов (1923 – 1997) – один из значительных мастеров живописи советского периода. В пейзажах-картинах и натурных этюдах он проявил себя как глубокий вдумчивый художник, колорист, образный строй его работ проникнут романтической поэтизацией искусства прошлого, обращением к наследию европейской классики; Николай Бортников (1916 -1997) – мастер реалистического пейзажа и портрета, талантливый живописец и колорист.
Изменилась экспозиционная политика музеев и выставочных залов, появились новые формы общения со зрителем, и сегодня Симферополь представляет довольно пеструю в этом отношении картину.
Оглядываясь в прошлое, можно сказать, что сто лет назад Крым в целом не мог похвастаться бурной выставочной жизнью. Есть данные о галерее-мастерской художника Э. Я. Магдесиана на ул. Долгоруковской (ныне К. Либкнехта). По историческому совпадению, в начале 20-х годов в непосредственной близости от нее начал функционировать художественный отдел Центрального музея Тавриды – ныне Симферопольский художественный музей(СХМ), хранящий более 7 тысяч экспонатов и являющийся классической музейной коллекцией отечественного искусства XVI – XX вв. Сейчас одно из направлений музейной деятельности – формирование собрания произведений современных крымских художников. В основной экспозиции музея открыт «Крымский зал», представляющий широкую палитру крымского искусства музейного уровня. Выставочные экспонаты собраны здесь по принципу «классики и современники».
Не последнюю роль в художественной жизни Симферополя и всего Крыма играет работа выставочных залов СХМ. За последние 10 лет научным коллективом были испробованы различные пути выставочной деятельности: тематические экспозиции, рассматривающие различные аспекты жизни искусства, приглашающие к дискуссии по теоретическим проблемам искусствознания; персональные выставки, предполагающие углубленное знакомство с творчеством отдельных мастеров, пристальное внимание к творческой индивидуальности. Музей стремится к более принципиальному отбору работ, демонстрируемых в его залах. Научный коллектив культивирует академический подход в формировании экспозиции. Естественно, что у каждой галереи или выставочного зала складывается свой круг художников, близких по духу и направлению творчества экспозиционной программе, и хотя эта принадлежность весьма условна, все же она формирует лицо выставки.
В 90-е годы в Крыму, во всяком случае, в симферопольской выставочной жизни, сложилась целая плеяда художников, объединенных некой общей концепцией творчества. Это общность молодых (или «вечно молодых») художников, работающих в духе направлений и тенденций ушедшего века, где большую роль играет стилизация, эстетизация неких явлений в истории искусства, а также изобразительных средств. Это художники, находящиеся в эпицентре художественной моды, к ним - ко всем и к каждому - можно применить серию эпитетов: стильные, утонченные, изысканные. Еще одна подробность: большинство из них тяготеют к графике.
Один из лидеров современной крымской живописи – Виктор Бабанин, мастер графической миниатюры, инсталляции или скульптуры, специалист в создании действа, составляющего жизнь искусства в современной среде обитания.
Совсем иной Антон Максимушкин-Павлючек - непостижимый выдумщик и фантазер, стилист. В своих миниатюрах с бесконечными названиями, составляющими комплекс с тщательно продуманным оформлением, он дразнит зрительную память несуществующими аналогами прошлого в искусстве.
Одна из самых обаятельных участниц современных выставок – Татьяна Зинькова, ее тема орнаментальная, замысловатая, образная композиция выдержана в различных графических техниках.
Рамиз Нетовкин – график, выбравший тему и придерживающийся ее уже много лет – это прошлое Тавриды, Бахчисарая, старые города Крыма. Его графический язык складывается в затейливую сетку штриховок, мягко трактующую объемы и силуэты, образы заброшенных узких улочек, домов, погруженных в цветы и травы.
Графическое немногословие Алима Усеинова можно принять за стилизацию в японском духе. Четкий рисунок, строгий каллиграфический ритм танцующих линий, высокая степень обобщения рождают образ классической простоты.
Михаил Семашин проявляет причудливую фантазию, сюжетную изысканность, круг его тем складывается из легенд, мифологии, из смеси времен и рас, где готика переплетается с Востоком и современной холодной стилизованностью, заостренностью, подчеркнутой странностью, вычурностью.
В пластике один из самых интересных авторов – Сергей Никитин – изысканный мастер малых форм, работающий в редкой технике, объединяющей дерево и камень. Его скульптуры привлекают доведенными до совершенства грацией форм и ритмов, пластикой объемов, цветовыми и тональными сочетаниями.
Среди современных крымских живописцев к сторонникам условных эстетических задач в творчестве можно отнести Николая Муровского, обратившегося к жанру картины символико-мифологического содержания, в которой он сформировал стиль, внешне апеллирующий к «большому искусству» прошлого.
Художник-ювелир Александр Михальянц в живописи выбрал путь условно-декоративного искусства. Он достаточно жесткий в цвете, замысловат в трактовке рисунка и формы. Дочь художника Яна уже несколько лет активно участвует в выставках в Симферополе. Она – автор плоскостных композиций мечтательно-элегического характера, утонченно-эстетических по форме, отдаленно напоминающих стиль ее отца.
Виктор Панченко – стилист немногословного романтического мира, построенного на сближенных тонах, образах отстраненных и возвышенных, проявляющих себя в мягких сочетаниях цветовых плоскостей и обостренных графических контурах.
Рамазан Усеинов – художник поэтически декоративного склада, пришедший к системе символических образов, печально повествующих о тонких материях чувств, переживаний, всеобъемлющих понятий: жизнь – смерть, дом – дорога, любовь – одиночество.
Лариса Присяжнюк пришла в своем творчестве к своеобразному примитивизму, создавая наивный мир трогательных героев, полусказочный, фантастический, иносказательный, основанный на народной мелодии и картинке.
На этом список мастеров этого направления далеко не исчерпывается, но черты, проявившиеся в их творчестве, обозначают круг тем, образов, изобразительных приемов, характерных для художественной моды в Крыму.
Отдельно стоит выделить художников, чье творчество не укладывается в заготовленные рамки в силу своего яркого своеобразия и внутренней содержательности.
Виктор Андреевич Платонов – художник старшего поколения, мощного темперамента и тонкого чувства цвета и тона, экспрессивного рисунка и острого искрометного юмора. Его композиции, языческие по восторгу перед радостями жизни, по остроте восприятия всех ее полутонов и недомолвок, созданы одному ему присущим гротескным художественным почерком. Диапазон его тем – от революционной романтики до античного мифа, от римейка классической картины до строгого натурного этюда.
Николай Дудченко – многогранный мастер, живописец и график. Сила созданных им образов, их духовная высота гармонируют с живописными поисками, богатством фактур, мастерским рисунком и утонченным вкусом.
Валентина Поляницина (1945 – 1999) - самобытная художница, монументалист по образованию и призванию, автор медитативных композиций - пейзажей, портретов, натюрмортов, превращающихся в цветной мир экспрессивных линий и выразительных силуэтов.
Один из самых заметных мастеров в современной художественной жизни Крыма – Василий Трусов – художник в равной степени одаренный и профессиональный. Темперамент и вкус, острое чувство времени создают живописное поле его композиции.
Владимир Хоришко – художник-философ, аналитик, очень острый в способности увидеть образ, необычайно емкий и выразительный, жесткий в постановке проблем. Образы Хоришко обращены к основам бытия, его слова, его позиция, его интеллект завораживают своми полнотой, серьезностью, глубиной.
Мамут Чурлу – художник синтетического склада: живописец, дизайнер, керамист, мастер ковроткачества, исследователь культуры. В своих живописных работах проявился как своеобразный брутальный колорист с характерным геометризмом форм и ритмов.
Кроме вышеназванного круга профессионалов неотъемлемую часть крымского художественного процесса составляют так называемые художники–любители, которых таковыми можно назвать весьма условно, учитывая лишь степень профессиональной подготовки – школу. В остальном это самобытные мастера, которых можно отнести скорее к неформальной стороне крымской художественной жизни.
Калейдоскоп персоналий крымского художественного горизонта гораздо более насыщен, в этом обзоре упомянуты лишь немногие из наиболее часто проявляющих себя в выставочной жизни и экспонирующихся на крупнейших площадках Союза художников. Но нельзя забывать, что 90–е годы принесли разноречивые тенденции в эту сферу: с одной стороны - появление множества творческих союзов, более или менее долговечных, с другой - коммерциализацию большинства выставочных замыслов. За истекшее десятилетие возникали и разрушались многие выставочные и галерейные проекты. Их недолговечность подчеркивает достаточно неустойчивый интерес публики к современной художественной жизни города. На сегодняшний день достаточно оживленно развивается галерейное дело. Наибольший опыт имеет частный проект (галерея КЭП), сочетающий коммерческую деятельность с динамичной выставочной работой и являющийся наиболее предпочтительным для художественной элиты Крыма. В уютном зале одного из интереснейших архитектурных памятников Симферополя эпохи конструктивизма всегда царит непринужденная атмосфера творческих встреч и открытий.
И еще одна черта крымской художественной жизни. Застойность, характерная для провинции, тягостно переносится творческой интеллигенцией, что выражается в активном интересе к столичной художественной жизни – источнику всего современного, модного, направляющего. Характерной особенностью современных настроений является стремление художников Крыма вырваться за пределы полуострова, заявить о себе в центре, в других условиях. Основные направления этого интереса – Киев – Москва – Европа. С одной стороны, крымские художники питают надежды на коммерческий успех, а с другой - представляется возможность проявить себя в условиях жесткой и динамичной столичной жизни. Это дорога с двухсторонним движением.
Светлана Глазунова, искусствовед