ДостопримечательностиРелигияЧасовни

Живая вода древнего монастыря

Высоко в горах Крыма, в диком, живописном ущелье между Бабуганом и Синаб-Дагом, был когда-то Козьмо-Дамиановский монастырь. Величественная красивая постройка была уничтожена фашистами, чтобы партизаны не находили здесь приюта в суровые зимние дни. Не осталось зданий гостиниц и деревянных церквей, а вот каменная часовня, построенная над источником Савлух-Су, сохранилась до наших дней. Вода источника, всегда не выше 8 градусов, чистая и приятная на вкус, считается целебной с давних времен. Отсюда и ее название «Савлух-Су» – Исцеляющая.

В начале XIX в. графиня Софья Потоцкая выделила деньги на постройку первого пристанища для паломников, а в 50-х годах симферопольский купец, вылечившийся от недуга после купания в источнике, поставил здесь сруб с образами Святых Козьмы и Дамиана. В 1895 г. тут был учрежден монастырь по распоряжению архиепископа Таврического Иннокентия.

В одной из легенд о монастыре рассказывается о том, как два брата, Козьма и Дамиан, будучи искусными врачами, приняв христианство, были сосланы за свою новую веру в Тавриду. Случилось это при римском императоре Диоклетиане. А здесь, в горах, их убил один из врагов, завидовавший способностям братьев быстро исцелять больных людей. Убийца закопал убиенных рядом с источником. Прошло время после их смерти; кто-то из горских жителей, возненавидевший свою жену, увел ее в эти места, избил сильно, повредил глаза и бросил в лесу. Горемычная ползла по земле и умирала от голода, когда к ней явились двое не известных ей мужчин, сказав, что они братья-врачи Козьма и Дамиан. Они подвели несчастную женщину к источнику и велели умыться, и к женщине внезапно вернулось зрение. Возвратясь в свою деревню, она рассказала о случившемся. Односельчане ей не поверили, но принесли мертвого барана и бросили его в источник. Животное ожило.

Однажды к этому источнику пришел пастух с козами. Здесь он решил отдохнуть и уснул. Пастух болел проказой и очень страдал. Во сне к нему явились два человека с нимбами над головами и, объявив, что они именуются Козьмой и Дамианом, приказали больному погрузиться в источник. Очнувшись, пастух немедленно бросился в воду, а выскочив из нее, опять заснул. Чудотворцы снова явились к нему и сказали: «Ты будешь совершенно здоровым сегодня же. Но помни, что ты должен ежегодно 1 июля являться к нашему источнику для омовения тела. Советуй то же делать и страждущим братьям твоим».

Известный ученый-историк Кондараки в своем «Универсальном описании Крыма» полагает, что во времена преследования христиан в этой малодоступной местности стоял храм во имя названных святых, куда приходили христиане для исполнения религиозных обрядов.

Вера в целебные силы источника Святых Козьмы и Дамиана сохранилась до наших дней. К дням храмовых праздников, проходивших здесь ежегодно 1 июля и 6 августа, а также 29 июня, в день Святого Петра и Павла, сюда стекались толпы паломников.

В 1923 г. монастырь закрыли большевики, и здесь разместилось управление Крымского заповедника, директором стал легендарный А. В. Мокроусов, командовавший Повстанческой армией в горах Крыма в гражданскую войну. Во время Великой Отечественной он вновь возглавил партизанское движение Крыма. Штаб Мокроусова находился над монастырем на горе Черная. Все служебные, хозяйственные и жилые постройки, в том числе музей со всеми коллекциями, лаборатории с оборудованием, научной библиотекой, рукописями и материалами научно-исследовательских работ, находившиеся в бывшем монастыре, были уничтожены фашистами.

Мои встречи с монастырем начались в 1954 – 60-х годах, когда заповедник еще был открыт для туристов. В школьном походе я попал сюда первый раз и был навсегда очарован этим удивительным уголком крымского леса с могучими, притаившимися толстоствольными буками и соснами. Потом, работая инструктором, я постоянно приводил сюда туристские группы.

Однажды ночью мне одному пришлось пробираться по ущелью. Лунный ливень света окутал лес, и гибкие черные тени тихо кружились вокруг. Вода в речке о чем-то беспокойно журчала. Я подходил к развалинам бывшего монастыря; справа от дороги открылась огромная подпорная стена, обросшая мхом, по которому струились зеленые лунные каскады. У часовни, у каменного колодца, куда поступает святая вода из источника, я увидел странные тени, погружавшиеся в холодную купель и тут же стремительно выскакивавшие обратно. Я замер в изумлении, ни одного звука не доносилось оттуда. Стройные фигуры дев, заворачиваясь в белые хитоны, исчезали в серебряном дыму. Что это? Как раз шел церковный праздник 1 июля. Неужели видения монашек посетили свой женский монастырь? Утром я услышал, что ночью Святую купель приняли девчонки-туристки из Москвы, загадав себе желанные мечты.

Несколько лет назад я оформлял очередной пропуск для горноспасателей в Козьмо-Дамиановский монастырь. Директор Владимир Алексеевич Лушпа, подписывая разрешение, сказал, что если начну водить сюда экскурсии, то будет много желающих, и в большинстве – мужчин. Я поинтересовался – почему?

– Специалисты, исследовавшие воду, – ответил он, – отметили ее исцеляющие возможности при многих болезнях, но особенно она помогает мужчинам, страдающим импотенцией.

Я улыбнулся и рассказал об этом ребятам-горноспасателям. Пришли мы к источнику, смотрю, а мои спутники наполняют водой фляги, да не по одной, а штук по пять набирают. Подумал и тоже налил в бутылку Святой воды.

Судьба однажды забросила меня к этому месту ранней весной, когда Бабуган-яйла стояла в мартовских сугробах. И мы мчались на лыжах по склонам горы. Внизу золотым крестом солнца блистала отметина Козьмо-Дамиановского монастыря. Святой крест весны.

Сейчас монастырь спит под снегами, и ведут к нему лишь звериные тропы. И только Святая вода, набирая целебную силу и лесной аромат гор, пробирается сквозь толщу земли к каменному подножию часовни.

 

Источник: Владлен Авинда. «Живая вода древнего монастыря»