Женитьба была не только личным делом брачующихся или соглашением глав двух семейств, но и важным событием и большим праздником всей общины. К нему загодя готовились, пышно и весело справляли. В свадебном обряде тесно переплелись народные и религиозные традиции.
Для заключения брака требовалось соблюсти следующие основные условия: совершеннолетие, взаимосогласие, единоверие, этническая принадлежность к караимам и отсутствие между вступающими в брак запретного родства. Вкратце остановимся на этих условиях.
В давние времена девушку считали созревшей для вступления в брак к 13-ти, а юношу – к 16 – 18 годам. В середине XIX в. был принят минимальный возраст для девушки – 16, а для юноши – 18 лет. В дальнейшем возможность вступления в брак определялась совершеннолетием на основе государственного законодательства.
Взаимное согласие на вступление в брак в прошлом носило достаточно формальный характер. Молодые беспрекословно подчинялись воле старших. А главы семей нередко договаривались о породнении детей задолго до достижения ими совершеннолетия.
Существовал строгий религиозный запрет на браки с иноверцами, в число которых автоматически входили и лица других национальностей. Следует напомнить, что в течение ряда веков караимы не вели миссионерской деятельности в Крыму. До принятия ислама средневековое тюркское население полуострова было в основном языческим. Браки с представителями близких по крови тюркских племен не возбранялись при условии принятия ими караимского вероисповедания. После того как караимов возглавил князь Синан Челеби Бай Ходжа (1500), общины стали более замкнутыми. Браки заключались в основном внутри общин и между представителями разных караимских общин. Приветствовалось породнение с представителями дальних общин, расположенных вне Крыма – в Галиции и в Литве.
К началу ХХ в. количество смешанных браков стало заметно увеличиваться, явно просматривалась архаичность запрета, и все чаще стали поговаривать о его смягчении, даже в среде духовенства.
В отношении запретного для женитьбы родства придерживались предписаний Ветхого Завета, не разрешающего браки между близкими родственниками. При решении этого вопроса применяли и метод аналогии. Библия, например, запрещает жениться племяннику на тетке. По аналогии караимы не разрешали браки и между племянницей и дядей.
Согласно караимским традициям и законам, можно было не ограничиваться одной женой. Однако в прошлом – начале ХХ столетия – многоженство было исключением. Вопрос о второй жене решался старейшинами и духовенством при наличии веских причин. Газзан С. Бейм отмечал (1862), что «вторая женитьба позволяется только тогда, когда первая жена лишается ума или бывает непокорна, постоянно больна или бесплодна; и то не иначе, как после строгого расследования, произведенного духовенством».
Узловыми моментами при совершении брака были обручение, составление брачного договора и собственно свадьба (той) с венчанием. Все это сопровождали обряды, освященные древней народной традицией. Процедура женитьбы состояла в прошлом из следующих основных актов: обручение, вручение подарков женихом, вечер кройки платьев у невесты, свадьба включала «девичник» у невесты; «мальчишник» у жениха, составление брачного договора, купание и приготовление невесты, посещение женихом с друзьями бани, скачки на лошадях, одевание жениха, венчание, «львиный» вечер (ночь) и вечер подарков.
Источник: Ю. А. Полканов. «Обряды и обычаи крымских караимов-тюрков»