Три или четыре одновременно существовавших названия одного населенного пункта. Это встречается нечасто и не без причин. Чаще других употреблялись названия «Крым» и «Солхат». Нельзя, однако, не отметить, что средневековые татарские и генуэзские документы, то и дело упоминая город Крым (первые) и Солхат (вторые), не дают оснований ставить между ними знак тождества, как, впрочем, ни разу их и не противопоставляют. Ни в тех, ни в других не названы эти имена рядом: упоминаются либо Крым – у татар, либо Солхат (Солкат) – у генуэзцев.
Не приходится сомневаться в том, что современный городок Старый Крым топографически не что иное, как средневековый город Крым, он же Солхат. О том свидетельствуют его архитектурно-археологические памятники, вся историческая топография. Многие документы достаточно прочно привязывают этот населенный пункт к другим, близлежащим, – Кафе и Солдайе.
Таким образом, с историко-топографической стороны здесь все ясно. Важно понять другое: в чем состояла и чем обусловлена была разница в отношении татар к городу Крым, а генуэзцев – к Солхату? Не потому ли и назывался город по-разному?
Солхат довольно часто упоминается в генуэзских нотариальных актах, дипломатической и деловой переписке, так что не остается сомнений в его чрезвычайно серьезном значении для генуэзцев. Для них Солхат – пункт важнейших торговых сделок, но при этом и место, где Устав Кафы 1316 г., с одной стороны, запрещает продавать свои товары, а с другой – без всяких ограничений разрешает делать закупки. Тем не менее, в Солхате генуэзцы жили подолгу. Более того: постоянно проживали представители их знати (тоже купцы), и это никого не шокировало.
Что касается татар, то для них город Крым – прежде всего административный и торговый центр золотоордынского наместничества, которое сформировалось в степной части полуострова и юго-восточной Таврике в течение второй четверти XIII столетия. Непонятный на первый взгляд пункт Устава Кафы вполне объясним, если представить себе, что он был навязан татарскими властями – к своей, разумеется, торговой выгоде.
Два названия и в чем-то разный их смысл; двойственная роль Крыма-Солхата в двуличной политической игре ее участников – татарских феодалов, «покровительствовавших» генуэзцам, и генуэзской колонии, которая перед ними заискивала; неразлучность татарских и генуэзских торгашей, этих партнеров-недругов, в их взаимоотношениях, торговых и политических, – словом, двуединый, запутанный исторический узел, который одним махом разрубит турецкая сабля…
Из всей суммы письменных источников ясен паразитический характер двух средневековых государственных надстроек – генуэзской колонии, богатевшей на торговле рабами, скупленными по дешевке товарами, и золотоордынского наместничества, которое существовало благодаря жестокой эксплуатации подвластного ему населения, за счет открытого грабежа соседей и притеснения торговых партнеров.
После присоединения Тавриды к государству Российскому город Крым получил новое название – Левкополь. По инициативе князя Г. А. Потемкина в этом уездном городке пытались основать центр шелководства, произвели посадки шелковичных деревьев для разведения тутового шелкопряда; открыты были и кое-какие административные учреждения. Однако затея эта вскоре заглохла; не привилось и новое название. С перенесением же всех учреждений в Феодосию к заштатному городу возвратилось прежнее имя «Крым», и прочно пристал эпитет «Старый», приданный ему еще в XVI в.
Источник: О. Домбровский, В. Сидоренко. «Солхат и Сурб-Хач» (Археологические памятники Крыма)