Небольшой скит находится в восточной части Монастырской скалы, где расположен так называемый храм Евграфия. На карте И. Батурина (1773 г.) данное место обозначено как храм География. Вероятно, стоит согласиться с исследователями, считавшими, что в карту вкралась ошибка и церковь была названа в честь Евграфия.
В начале ХХ в. церковь, как и монастырь св. Климента, стала вновь действующей: с лицевой стороны появилась стена, сложенная из камня, скальные стены были побелены.
В настоящее время церковь засыпана грунтом, образовавшимся в результате работы карьера. Поэтому мы будем основываться на описаниях и обмерах, составленных предшественниками.
Наиболее точно и подробно храм Евграфия описан участниками Инкерманской экспедиции. (В 1937 г. в Инкермане вела исследования археологическая экспедиция. Ее сотрудниками были расчищены и обмерены ряд пещерных комплексов, в том числе монастыри св. Климента и св. Софии, храмы Евграфия «с крещальней» и Вознесения.)
«Храм состоит из двух помещений. Западная стена в настоящее время обрушилась, но ранее была высечена в скале; сохранилась лишь верхняя часть над бывшим входом с вырубленными крестом и проемом под ним, а также часть простенка к северу, от входа в котором вырублено окно.
Храм слегка вытянутой прямоугольной в плане формы, грубоватой выработки со скамьями по длинным сторонам. Алтарь слегка приподнят над уровнем остального помещения. От наоса он отделялся нетолстой скальной алтарной преградой. В ней небольшой проем «царских врат», по сторонам два просвета для установки икон. Преграда разрушена. Престол, вырубленный впритык к стене в скале, имеет углубление для хранения мощей. У северной стены вырублен жертвенник, имеющий углубление наверху, размерами 0,4х0,24х0,22 м, в южной – сиденье для священнослужителя.
Второе смежное помещение – небольшая пещера. В стенах последней – ниши. В северной стене – маленькая, треугольная, в западной – четырехугольная. В полу пещеры три гробницы. Все три заключали захоронения ХХ столетия. Из-под побелки усматриваются фигуры восьми святителей в рост (по четыре с каждой стороны) на синем фоне в крещатых одеждах с желтыми нимбами. Надписи белой краской. Над престолом – изображение Христа в чаше. Надпись хорошей сохранности. Она датирована. По низу изображения над престолом длинная полоса серого цвета, обтянутая черною рамкой, – моление раба божьего Сотика с женою и детьми, лета 5780 (1272 г.)».
В заключение отметим, что церковь Евграфия по ряду признаков – устройству алтаря, алтарной преграды, расположению наоса – имеет аналогии с храмом «Донаторов» неподалеку от Эски-Кермена.
Источник: Могаричев Ю. М. Пещерные церкви Таврики.