На границе степных равнин и сумрачных предгорий, среди балок и холмов находится знаменитый Бахчисарай. Там, где расступается глубокая теснина, за сотни лет выточенная в известняках горной речушкой Чурук-Су. Это поэтическое название переводится как «гнилая вода».
Приезжаешь туда, к примеру, из Симферополя – самый обычный путь, по севастопольской трассе, (автобус – примерно 5 гривен, электропоезд – 2 гривны), и не сам городок привлечет внимание прежде всего (а Бахчисарай это город, хотя и совсем не большой), а захватывающий простор, его окружающий, разноцветные по сезону, поля, далекий горный окоем. Здесь вольно дышится душе, несмотря на гнилое название здешней речки. И хочется пешком идти под теплым небом куда глаза глядят, а глаза норовят разбежаться.
И не плохим решением будет походить пешком по этим местам, потому что тут есть что рассмотреть без спешки, что вливается в душу исподволь, и долго горит в ней потом тихим светом.
Здесь особенно остро чувствуется уникальная крымская атмосфера – изысканная провинциальность. В эти гордые уникальные закоулки летят мейлы, здесь меняют евро, но пыль в коврах Бахчисарайского дворца – та же, что и при Гиреях.Дворец в саду (бахче – сад и сарай – дворец) – так звучит в переводе его название. В Бахчисарае неожиданны переходы от покрытой патиной древности, таинственного мира, переплетенного со сказками Шехерезады, к обескураживающей и привычной современности. Хотя есть место, где они довольно близки – базар. Смуглые лица и смуглый говор, фрукты горами – торгуйся! Только деньги и весы изменились за столетья не раз.
Цены на летние крымские витаминные прелести здесь на порядок ниже, чем на вокзале в Симферополе, или на базарах Южного берега, который отсюда всего-то за горами.
А вокруг – все памятники истории. Нет, не все. Еще – культуры, искусства, архитектуры, быта, чего еще? Памятники жизни людей. Одно из мест на Земле, которое облюбовали еще 300 тысяч лет тому назад (это без шуток) и не уходят до сих пор. Эти необширные, но во всех смыслах удобные земли омывали людские волны тавров, скифов, аланов, греков. Позднее все их владения смело золотоордынское половодье, оставившее по себе самые яркие, цветные, ощутимые глазом и рукой памятники.
Если не смотреть на обычные глазу, крохотные окраинные 9-этажные районы, то город больше похож на музейный комплекс, таящий богатейшие фонды.
Одна прогулка по окрестностям «дворца в саду» может проходить через стоянку древнего человека, затем – чуть менее древний, но действующий, Успенский монастырь, и на сладкое – пещерный город Чуфут-Кале, существовавший с 5 по середину 19 века. Там, отстав от экскурсий, чувствуешь себя на каменной дороге, среди каменных стен совершенно потерявшемся во времени.
Чуфут – не единственный в бахчисарайских окрестностях пещерный город.
В средневековой Таврике, на высоких плато столовых гор возникла целая сеть городов, окруженных неприступными скалами и грозными оборонительными стенами с боевыми башнями. Большинство пещерных городов – на юго-западе Второй гряды Крымских гор, отделяющей горную часть полуострова от степной. Эта гряда имеет пологие северо-западные склоны, спадающие в продольную долину, а на юго-восток она обращена отвесными скальными обрывами. Не смотря на устоявшийся в науке термин, «пещерный город» состоит не только из пещер. Они были лишь вспомогательными постройками в ос-новном для хозяйственных и оборонительных целей. Были среди них и церкви. Просто люди использовали эти природой приготовленные для них крепости, обживали и обустраивали неприступные скалистые плато. На обрывистых скалах, надменно лежащих средь голубых долин – оборонительные стены, базилики, казематы, гробницы, храмы; некоторые из них построены более полутора тысяч лет тому назад. Наиболее впечатляющие из них – Эски-Кермен, Мангуп, Шулдан, Тепе-Кермен – результат строительной деятельности раннесредневекового смешанного наследия тавров, скифов, сарматов. Многие загадки пещерных городов до сих пор не решены учеными.
На один только Мангуп не жаль потратить нескольких дней, побродить по его искусственным пещерам, храмам, монастырям. По времени сооружения ученые делят пещерные помещения Мангупского городища на три группы: первая – построенные в VI-VII, вторая – в X–XI, и третья – в XIV–XVI вв. И всего на территории городища выявлено до 700 пещерных помещений древних обитателей крепости.
А еще есть Кыз-Кермен, монастырь Качи-Кальон, Сюйреньская крепость - феодальный замок, и совсем рядом – Большой каньон Крыма…
Близость цивилизации здесь не мешает созерцанию древностей, потому что голос ее приглушен. Это и создает такое сквозящее странное чувство – вокруг не большой город, а какие-то диковатые в XXI веке леса, горы, цветные долины. И в нескольких десятках км – Ялта, Севастополь, а в двух часах на самолете – Москва.
Вроде исторической справки.
Возник Бахчисарай в начале XVI века как столица Крымского ханства. Он построен руками не только местных каменотесов, резчиков по дереву, но и русских, и украинских мастеров, захваченных татарами в плен. Здесь процветали невольничьи рынки. Именно отсюда организовывались опустошительные набеги на соседние земли.
Город рос постепенно, становился торгово-ремесленным центром всего западного Крыма, культурным центром Крымского ханства. После перенесения ханской ставки из Кырк-Ор в Бахчисарайскую балку, в Бахчисарае стремительно стала развиваться торговля и ремесла. И. Барбаро писал: «Лишь только хан изберет место для жительства своего, немедленно приступают к устроению базара, наблюдая при том, чтобы улицы были сколько можно шире», и далее «при орде во всякое время неотлучно находятся сукновалы, кузне-цы, оружейники и всякого рода мастеровые». Узкие улочки города змейками расползались во все стороны, дома выходили на них глухими стенами, и улицы походили на коридоры. Многие были настолько узки, что по ним с трудом проезжала арба. Самая длинная и широкая улица была расположена вдоль Чурук-Су и вела от края до края города к жилищу ханов. Вся она была, словно огромный, длинный базар. По обеим сторонам были лавки, мастерские, целый квартал занимали войлочники, несколько – оружейники, слесари, медники, лудильщики. Все кипело и бурлило, и контрастировало с остальными улицами, где никакого движения, вовсе нет лавок, и лишь изредка мелькнет женская фигура…
Бахчисарай делился на более чем 30 кварталов-приходов, каждый с мечетью в центре. Город с 6 тысячами жителей – и 30 мечетей… Сейчас население немного выросло – примерно в 5 раз. А мечети остались.
К концу 17 века Бахчисарай становится чрезвычайно живописным и колоритным городом. П. Сумароков писал: «Всякий тот, кто бы предпринял дать точное изображение сему городу, не угодил бы ни себе, ни справедливости». И колорит, и живописность во многом сохранились и по сей день.
Экзотические для многих, памятники восточной архитектуры – мавзолеи-дюбре, михрабы, орнаментальная вязь, каллиграфия, фрески, все это – вокруг, повсюду, естественное, словно выросло из земли. Резные балкончики, черепичные крыши, кривые узкие улочки, мечети. Вот они, Зинджирли-медресе, мечеть Тахталы-Джами.
И, конечно, ханский дворец, в котором за сухой фазой «экспозиция Бахчисарайского историко-архитектурного музея» таятся пыль, патина и чудеса. Смешно славянскому уху – дворец у татар называется «сарай».
Хан-Сарай (ханский дворец) строили и реконструировали на протяжении трех веков (XVI – XVIII) среди садов и виноградников. Сейчас он занимает 4 гектара, (а когда-то был еще больше), включая сады, обрамляющие основные постройки. С главной улицы Бахчисарая во дворец ведет каменный мост, переброшенный через речку. За мостом - ши-рокие ворота, заново отремонтированные в позапрошлом веке, над ними – пестрая цвет-ностекольная башня, увенчанная гербом дворца – двумя свившимися змеями. Левее ворот вдоль главного фасада на улицу выходили лавки – те самые торговые ряды идущего через весь город базара. А за воротами откроется вам обширный немощеный двор, где собира-лось ханское войско, где встречали послов…
Двор окружен дворцовыми постройками: слева мечеть, кладбище с пышными надгробиями и двумя мавзолеями; затем конюшни. А справа – парадные залы разного назначения, жилые покои, дворики с фонтанами и, наконец, остатки гарема, незаметно переходящие в сады…
Мусульманская архитектура, образцы монументальной строгости и красоты, продуманности и правильности форм в культовых постройках, и полная свобода проявления причудливой фантазии, народных вкусов, местных традиций.
Дворец на Востоке с древнейших времен имел строгий тип дворовой композиции: центром был двор и сад с фонтаном. Мотив сада – один из характернейших моментов мусульманской архитектуры: растительные орнаменты, высеченные в камне, росписи стен, оформление фонтанов – во всем стремление воспроизвести сад как самое прекрасное место на земле.
Легкая архитектура дворцовых построек, отсутствие монументальности в ханской резиденции не случайны: даже стены, разгораживающие сад и интерьер, почти условны: их задача – создать прохладу в знойный летний день, внутри журчит мраморный фонтан, поддерживает свежесть воздуха и иллюзию пребывания в саду.
Дворец неоднократно ремонтировался и реставрировался, причем часть построек утратила свой первоначальный вид. По этому поводу сетовал Пушкин: «Я обошел дворец с досадою… на полуевропейские переделки некоторых комнат».
Но с течением времени отчетливее стало видно историческое и художественное значение дворца, и недавняя реставрация носила уже строго научный характер…
Наиболее древняя часть дворца – это портал Алевиза, созданный выдающимся итальянским зодчим. Пышный каменный резной портал с полукруглым фронтоном обрамляет дубовую дверь, обитую полосами кованого железа. Она вела во внутренний дворик, который сообщался с парадными залами дворца. В этом дворике находится Золотой Магзуб. Мраморная плита его украшена резным растительным орнаментом. Кроме того, имеются две надписи, выполненные арабской вязью: верхняя с именем хана – Каплан (лев) – и датой, нижняя, поэтическая – из Корана: «И напоил их, райских юношей, господь напитком чистым».
Напротив этого фонтана, в углу, находится знаменитый Сельсебиль (райский источник) – тот самый «Фонтан слез». Первоначально его резная каменная плита находилась у стены мавзолея Диляры-Бикеч – «прекрасной княжны», согласно преданию, любимой жены Крым-Гирей-хана. Этот фонтан был сооружен по его повелению придворным мастером Омером в 1764 году. Личность Диляры-Бикеч совершенно не выяснена историками. Поэтому ее окружают лишь поэтические легенды. Одну из них и слышал Пушкин, когда рассматривал этот тогда еще малоизвестный «уникальный памятник архитектуры малых форм». А фонтан, будучи перенесен во дворец, стал его поэтическим центром. Говорят, что именно Сельсебиль, воспетый в уже классических произведениях Пушкина, Мицке-вича, и многих других, еще классическими не ставших, но известных, и принес городу и Хан-Сараю настоящую всемирную славу. Теперь они стоят рядом – Пушкин и им прославленный фонтан. Черный бюст Пушкина глядит со стороны, не заслоняя фонтан от новых посетителей.
Фееричное названье «фонтан слез» вызывает ассоциацию с плачем клоуна на арене – вот где настоящий слезный фонтан. На самом деле Сельсебиль скромен, холоден, странен и тих. Слезы его не фонтанируют, а медленно каплют. Мужские слезы, первые слезы Крым-Гирея, у которого не было сердца, пока он, уже старик, не полюбил. До сих пор плачет фонтан ханскими неторопливыми слезами по Диляре. Розы в нем всегда свежи – две – вечно купаются в слезах, пережив хана и его любовь, и о ней напоминая.
Странный, приятный холодок. И кто-нибудь обязательно скажет в кучке туристов: «- Тю! И это – фонтан?!»
Да. Это Сельсебиль. Вот спросите у Александра Сергеевича, он слева от вас, уж он-то знает.
А теперь – в зал Совета и Суда – Диван. Это одна из ранних построек дворца. Зал имеет два ряда окон. К концу XVI века относятся цветные, нигде не повторяющиеся витражи верхнего ряда окон и деревянный наборный потолок. В этом зале собирался Диван – высший государственный совет, который решал все вопросы внутренней и внешней политики, не считая лишь вопросов религии. Он же являлся высшей судебной инстанцией в ханстве.
Далее расположена летняя беседка, с фонтаном и бассейном в центре, к которой приложил золотые руки тот же Омер, а к ней примыкает очаровательный Бассейный садик - царство солнца, пышной вьющейся зелени, цветов и воды.
К ранним сооружениям относится и Малая мечеть, полутемная, под обширным куполом с арками и парусами.
Во дворике внутреннего двора находился гарем, который занимал четыре корпуса с 73 комнатами. В четырех комнатах уцелевшего флигеля размещены те немногие вещи, которые воссоздают бытовую сторону жизни дворца. «Гарем» в переводе с арабского – «запретное», «неприкосновенное»: никто, кроме хана и евнухов не имел права входить сюда. Ажурная деревянная резьба решеток веранды укрывает ее сверху донизу от любопытных взоров; цветные окна так высоко, что из них видно только небо.
Рядом с гаремом находится башня, где, по преданию, содержались ханские соколы, и куда разрешалось подниматься обитательницам гарема, чтобы посмотреть на окружающий мир, на пеструю, красочную жизнь двора. Это Соколиная башня.
Из Фонтанного дворика по широкой лестнице поднимаются во второй этаж, где находятся официальные, парадные покои. Посольский зал, Золотой кабинет, похожий на драгоценную шкатулку…
Наиболее величественное сооружение дворцового комплекса – Большая ханская мечеть, Хан-Джами. По бокам ее – тонкие десятигранные башенки минаретов, сложенные из гладких каменных плит, скрепленных свинцом. Они опоясаны резными каменными балкончиками. Внутри минаретов идут винтовые лестницы, по которым поднимаются муэдзины.
За мечетью – ханское кладбище. Здесь в каменных мавзолеях шестнадцать крымских ханов, их многочисленные родичи и приближенные. А в дальнем углу – одно из самых древних сооружений города – баня Сары-Гюзель, мощное каменное квадратное здание, перекрытое куполами с отверстиями в форме звезд и полумесяцев, не просто баня, но и древний клуб – место отдыха, встреч и бесед.
В Бахчисарай попасть нетрудно и автобусом, и маршруткой, и электричкой. И из Ялты, и из Севастополя и из Симферополя. Кроме того, экскурсии по его достопримечательностям продаются в центре любого крымского города, на любой крымской набережной. Тем проще, если у вас личный транспорт, тем приятнее идти пешком (а тут есть места и для скалолазания, и пешего туризма). Всего в 500 метрах от ханского дворца находится турбаза «Привал», которая предоставляет гостиничные номера, места для палаток, горячую и холодную воду, питание в столовой, спортинвентарь, автостоянку. Можно там обзавестись опытным инструктором-проводником. Кроме того, есть возможность оставить вещи в камере хранения, принять солнечные ванны в солярии, искупаться в индивидуальном бассейне. Турбаза работает круглогодично. Ее адрес в Бахчисарае – ул. Шмидта, 43, тел. (06554) 4-78-46, 4-39-63, 4-22-05
Из Бахчисарая, нагулявшись, можно поехать в Ялту через Ай-Петри, причем на вершине есть возможность проехаться на лошади, осле или верблюде на высокогорный базар, посидеть в чайхане, попробовать крымских вин, вкусить блюда татарской кухни. А вот с горы удобнее спуститься по канатной дороге прямо в Мисхор и сразу отправиться купаться.