Эски-Кермен расположен неподалеку от Мангупа. Дорога туда лежит через село Красный Мак. Село с таким названием лежит в Каралезской долине, окруженной причудливыми фигурами выветривания. Поэтому туристы иногда называют эту местность еще Долиной сфинксов или химер. Здесь можно увидеть и окаменелого сказочного Змея, будто пьющего воду из реки Бельбек. У этого места в древности была переправа через реку. Сейчас здесь мост. Переехав через него и повернув налево, мы оказываемся перед причудливыми скалами столовой горы, вытянутой с севера на юг. Она пониже и поменьше, чем Мангуп и, словно корабль, плывет среди полей и уютных долин. На ее плоской вершине прячутся среди зарослей руины раннесредневекового города-крепости Эски-Кермен, основанного в начале VI века.
Эски-Кермен имел первоклассные по своему времени оборонительные сооружения (отвесные скалы почти непреступны, а там, где в скалах есть расщелины, возвышались боевые стены с башнями; также в систему обороны входили хорошо защищенные ворота и вылазные калитки, пещерные казематы – вырубленные в скалах помещения с бойницами и амбразурами.), за стенами которых укрывалось в случае опасности население примыкавшей к нему сельскохозяйственной округи. Эски-Кермен был крупным торговым и ремесленным центром. В черте города археологи обнаружили застроенные по плану улицы, развалины зданий, наземные и пещерные храмы, хозяйственные пещеры. Найдены изделия ремесленников.
Основой экономики города было сельское хозяйство. В плодородных долинах занимались виноградарством, огородничеством, садоводством. Виноградарство и виноделие широко распространилось в Таврике еще в античную эпоху. Велик был его удельный вес и в средние века. За последние годы в средневековых поселениях только юго-западного Крыма обнаружено более двухсот давилен для винограда.
В окрестностях Эски-Кермен и других средневековых городов до сих пор сохранились следы террасированных участков с виноградными лозами, правда, давно уже одичавшими.
Однако на долю города уже в первые века существования выпали особенно тяжелые испытания. Первый разгром города произошел в VIII веке. По-видимому, Эски-Кермен был одним из очагов восстания против хазар в 787 году, о котором повествуется в «Житии Иоанна Готского». Подавив восставший народ, хазары, вероятно, разрушили всю систему обороны города. После этого он продолжал существовать как незащищенное, открытое поселение. Возможно, об одной из попыток восстановления городских стен рассказывается в «Записке греческого топарха», где говорится, что вначале была выстроена возле города небольшая крепость.
Окончательно Эски-Кермен был разгромлен и сожжен ордынцами Ногая в 1299 году. Было уничтожено почти все его население. После этого город уже не возродился. Время превратило его в груды камней, покрытые землей и зарослями, пощадив лишь многочисленные пещеры.
Когда здесь побывал Мартин Броневский (1578 год), он нашел уже одни развалины, которые, по его словам, «так древни, что ни сами греки, ни турки, ни татары не знают названия их». И как нельзя лучше подходит этому городу имя Эски-Кермен, что в переводе означает «старая крепость».
Подняться на плато Эски-Кермена лучше всего с южной стороны, там, где находились главные ворота. Туда можно идти по балке Джурла, которая огибает плато с запада. Но лучше обойти его с востока, осмотрев по пути храм Трех всадников.
Храм высечен в отдельной отвалившейся от массива глыбе, имеет два входа и небольшое окно. В восточной части между каменными столбами некогда был деревянный иконостас. На северной стене, над большой, вырубленной в скале могилой сохранилась фреска с изображение трех всадников в развевающихся плащах. Средний из них, Георгий Победоносец, поражает копьем змея-дракона, двое других держат копья остриями вверх. У одного из всадников на крупе коня видна фигура мальчика. Под изображением – следы греческой надписи, смысл которой примерно таков: «Высечена церковь и написаны святые мученики Христовы для спасения души и отпущения грехов». Храм датируется XII веком, тогда же или в начале XIII века выполнена роспись. Она сильно пострадала, но не столько от времени, как от рук отдельных «туристов», бессмысленно разрушающих памятники истории, культуры и архитектуры, уничтожающие произведения искусства, дошедшие до нас из глубины веков.
В соседней скале вырублена ризница (кладовая), наверху высечены гробницы. Обе эти скалы стоят на территории эски-керменского некрополя (кладбище).
Отсюда уже недалеко до южных ворот. Некогда к ним вела дорога. Ответвляясь от главного торгового пути, она проходила по восточному ущелью, огибала Эски-Кермен с юга и поднималась к городу тремя маршами. И сейчас еще видны колеи от колес и выбоины от копыт лошадей.
Дорога выходила на площадку, выступающую перед главными воротами. У третьего марша дороги проходила передовая стена (протейхизма). Она огибала выступ скалы перед главными воротами и уходила на северо-восток. На этом марше, между стеной и обрывом скалы эски-керменского плато, последовательно размещались еще двое передовых ворот. Только овладев ими или разрушив протейхизму, противник мог подойти к главным воротам.
Непосредственно над воротами возвышалась башня, по бокам от нее выступали вперед боевые площадки с парапетами. От башни в обе стороны по краю плато шла основная крепостная стена: на запад – к первому пещерному каземату и на восток – ко второму. Эти казематы составляли фланги южного участка обороны крепости.
Оказавшись перед главными воротами, противник неизбежно попадал под перекрестный обстрел с надвратной башни, боевых площадок и главной стены. Таким образом, крепость с юга была надежно защищена.
От всех этих укреплений ничего не осталось, кроме вырубленных в скале «полостей» (горизонтальных площадок, на которых стояли стены) да следов на месте ворот и вылазных калиток. Небольшие пещерные церкви, относящиеся к ним усыпальницы и могилы, высеченные в скале вдоль третьего марша дороги, возникли в позднее время – после разрушения крепостных сооружений Эски-Кермена.
Такие же искусственные пещеры вырублены в скале восточнее ворот. В одной из них, напоминающей подбойную могилу, высечен крест в круге. Возможно, в ней было раннее погребение, связанное с традицией хоронить у ворот наиболее почетных граждан. Здесь могли похоронить воина, удостоенного этой чести за особые заслуги перед городом.
Ознакомившись с южным оборонительным комплексом, продолжайте свой путь на плато через главные ворота. Они стояли в начале коридора, вырубленного в массиве скалы, были двустворчатыми и открывались, как обычно, внутрь. По бокам, внизу, хорошо видны углубления для столбов, к которым крепилось деревянное полотно, обитое кованым железом, – по-видимому, такого же типа, как и на Чуфут-Кале. Сводчатое перекрытие над проемом ворот в начале XIX века еще было целым.
По бокам ворот на боевых площадках в более позднее время были построены две небольшие часовни, нижние части которых вырублены в скале.
Коридор за воротами – это уже начало главной улицы. Вдоль него расположены пещеры разного назначения. Одна из них, слева у ворот, – сторожка, другая служила проходом в надвратную башню. Справа комплекс пещер, называемый в старой литературе «судилищем». Но это не что иное как большой храм.
Напротив входа расположена апсида с епископским креслом посреди синтрона – ступенчатой скамьи, идущей по полукружию алтаря. На другой стороне справа были скамьи прихожан, слева – купель. Потолок поддерживали четыре колонны. Это самая древняя часть храма, она возникла вместе с крепостью. Церковь с епископским креслом дает основание предполагать, что в Эски-Кермен находился центр епархии.
Позднее храм расширили к северу. В полу устроили могилы и усыпальницы, прорубили еще один выход на главную улицу. Когда город стал открытым, храм расширили и в восточную сторону, вправо от апсиды. Вдоль обрыва последовательно вырубили два придела (особые добавочные алтари). При сооружении второго прорубили во внешней стене дверь, из которой вниз к могильнику вела деревянная лестница.
Источники: Пещерные города Крыма. Е. Якушева, А. Нижура.
Тайны горного Крыма. Т. М. Фадеева.