Досуг в КрымуОрганизованные мероприятияФестивали

Генуэзский шлем

В богатых западных странах подобные фестивали, парады и турниры проводятся чуть ли не столетие. Поглазеть на кусочек воссозданного средневековья, на современных латников съезжается тьма народу.

В СНГ, и, в частности, в Украине, увлечение исторической реконструкцией и историческим фехтованием стало позволительным всего несколько лет назад.

Что это за увлечение такое? Это самобытный вид трюкового искусства с использованием исторически достоверных моделей доспехов одежды и вооружений, который сочетает в себе элементы спортивных, культурных и исторических традиций разных народов и разных мировых эпох.

Программисты и предприниматели, кузнецы и каскадеры, медики и строители, студенты и художники в свободное время превращаются в благородных рыцарей, верных оруженосцев и прекрасных дам. Они шьют древние и средневековые костюмы и платья, куют доспехи и вооружение, учатся верховой езде и приемам фехтования. Да и доспехи тридцать килограммов железа тоже надо научиться носить.

Воссоздают они типажи из разных эпох (монахи, купцы, рыцари, дамы, пажи, легионеры, кочевники и т. д.), сценки, как правило, средневековой жизни и эпизоды древних сражений. И делают это вполне достоверно, но, разумеется, без кровопролития.

Несколько раз в год латники и свита сходятся у стен одного из замков или одной из крепостей в Украине, Беларуси или России, чтобы померяться силами.

В Крыму, исторически и архитектурно, Судакская крепость самое подходящее место для подобного фестиваля. А фестиваль дополнительная возможность привлечь туристов в Крым.

21 22 июля 2001 г. в древней Судакской крепости проходил I Международный фестиваль исторического фехтования «Генуэзский шлем».

В крепости, от привратных башен консулов Торселло и ди Пагано до башни консула Чикало, раскинулись торговые палатки с водой, пивом, едой и мороженым, шатры участников, выставка пушек и доспехов, мишени для стрел и ристалище для рыцарских поединков. Десять утра. Жарко. Рубашка прилипла к спине. Глаза ищут тень под высокими стенами из рыжеватого местного камня. А в городе неподалеку от главных городских ворот артиллеристы готовят пушки для стрельбы.

Начинается парад участников: из ворот появляются на гнедых конях всадники в блестящих доспехах с яркими знаменами в руках. За ними шествует фантастическая колонна пешего воинства античные гоплиты и турецкие янычары, золотоордынские сотники и европейские рыцари, викинги и конкистадоры, скифы и шотландские бойцы, славянские богатыри и японские самураи. А в толпе зрителей взгляд выхватывает кардинала, монахов с настоящими тонзурами на макушке, монахинь и дам в средневековых платьях разных народов и в античных пеплосах, пажей, испанских идальго и немецких баронов, итальянских кондотьеров и русских купцов.

После парада показательное массовое сражение. Атака пехоты на средневековую батарею. Грохочут пушки. Дым смешивается с пылью. На широкой площадке, окруженной зрителями, воины сходятся в рукопашном бою. Вопят нападающие и защитники батареи. Звенят мечи, гремят щиты. На панцирях и шлемах первые вмятины. Падают раненые и убитые. Выглядит все это весьма впечатляюще.

Наконец в живых остаются только пушкари. И тогда павшие встают под аплодисменты зрителей. Впереди у воинов поединки на ристалище, а у всадников конные состязания.

Тропки к Консульскому замку протоптаны по крутизне. Пока доберешься запыхаешься. Но настоящий средневековый замок, единственный в Крыму, стоит осмотреть.

Одна из двух башен замка восстановлена лишь частично без внутренней стены, без крыши и перекрытий. Ступеньки ведут в неглубокий подвал. В узких бойницах над головой видны полоски синего неба. В башне сумрачно так же сумрачно здесь было, наверное, и в давние времена. В стороне от башни, под крепостной стеной, крутая лестница ведет в тесный и душный подвал без крыши. Возможно, здесь был каземат для непокорных.

Главную башню, бывшие покои консула, не так давно отреставрировали второй и третий этажи. На втором этаже (входишь в маленький зал прямо из замкового двора) сумрак всего одно окошко-бойница дает мало света. Под ногами паркетный пол. Интересно, консулы тоже ходили по паркету?

Еще одна дверь с маленьким перекидным мостом выходит за пределы замка на зубчатую стену последней линии обороны.

Старинный камин закопчен внутри, должно быть действующий. Над камином висит белое квадратное полотнище с красными иероглифами. Здесь сражаются самураи гортанные выкрики, странные одежды, непривычные позы, необычные мечи. Толпа любопытных не пробиться.

Массивная лестница с резными балясинами ведет на третий этаж, где посетители наряжаются в доспехи, рясы и платья и фотографируются на фоне трех средневековых итальянских окон. У четвертой стены очаг, а над ним подвижный каркас из деревянных балок, и в уцелевшем каменном потолке открыт люк, ведущий на крышу.

Самые упорные карабкаются по скале к Дозорной башне. Чтобы попасть туда, надо пройти мимо длинной зубчатой стены и затем чуть ли не ползти по камню, цепляясь за выступы и расщелины. Путь по скале за века отполировали до блеска. Идти по этой тропе скользко. Только в одном месте грубо вырублены несколько истертых за века ступеней.

Дозорная башня вероятно, самое древнее сооружение в городе. Она и выглядит заметно старше прочих укреплений. Скорее всего, это и была маленькая сторожевая крепость Сугдея времен древнего Рима.

Над входом в крепость уцелела высокая полукруглая арка. За аркой, внутри, узкий дворик. Одной стены здесь нет, и потому открывается великолепный вид на море и побережье. А сбоку от арки, если взобраться по неровной стене, сохранились остатки небольшой квадратной комнаты с очагом. Здесь когда-то стояла крепостная башня.

Похоже, гарнизон крепости состоял всего из нескольких человек.

Два летних дня в стенах средневекового города гремели пушки, свистели стрелы, гарцевали кони, сражались воины разных эпох и народов, звеня мечами, секирами и доспехами, а в Консульском замке самураи сходились в схватках по законам японского рыцарства. Два дня на глазах у многочисленной публики представители клубов исторического фехтования из Украины, Молдовы, Беларуси и России разыгрывали местные сражения, сшибались в поединках, участвовали в конных состязаниях, испытывали глазомер в стрельбе из луков и арбалетов. Зрители шумно приветствовали ловкие выпады и удары воинов и вместе с участниками стреляли из луков и арбалетов и фотографировались в компании с закованными в латы рыцарями.

В фестивале приняли участие 208 официально приглашенных человек из 27 клубов СНГ. И 35 человек приехали самостоятельно. В фестивале также принимали участие представители Общества японской культуры.

21 июля вечером в крепости состоялся концерт актеров молодежного Симферопольского театра эстрады. А ночью над крепостными стенами искрился фейерверк. Тогда же, как и было обещано организаторами фестиваля, в крепости отгремела дискотека, на которой развлекалось около пятисот человек.

22 июля к вечеру жюри подвело итоги и наградило победителей различными призами, которые предоставили спонсоры. Следует заметить, что фестиваль проводился как некоммерческое предприятие, которое без участия спонсоров, рискнувших помочь новому и неизведанному делу, вообще не смогло бы состояться.

И вот всадники расседлывают коней, воины складывают в рюкзаки доспехи и пожитки, сворачивают шатры и палатки. Судакская крепость затихает.

 

Источник: «Сила Слова», Олег Азарьев

 

P.S.: редакция сайта не может написать лучше, чем пресс-секретарь фестиваля. Однако хотим добавить, что в 2002 г. «Генуэзский шлем» проходил 17 18 августа и с не меньшим успехом. Если кто-то увлекся «ожившей древностью», то с радостью сообщаем, что через год фестиваль обязательно повторится.