ДостопримечательностиИстория и архитектураПамятники архитектуры

Фонтаны Бахчисарая

Боковая дверь в южной стене залов Совета и Суда (Диван), примыкающих к Посольскому дворику ханских палат Бахчисарая, ведет в просторный Фонтанный дворик, куда можно попасть также через Портал Алевиза из Посольского сада. Накрытое вторым этажом и частично освещенное верхним светом переливающееся под прямым углом пространство Фонтанного дворика с рядами деревянных колонн привлекательно само по себе: радуют ассимметрия плана, сочетание освещенных и затененных зон, каменных и деревянных сходов, гладких, оживленных проемами, белых стен и цветных потолков… Но главные «герои» дворика – два фонтана: Золотой и фонтан Слез, чьи журчание и тихий звон капель создают здесь особый высокий настрой.

Сооруженный в 1733 г. (в правление хана Каплан-Гирея) из белого мрамора в традициях османской архитектуры, Золотой фонтан – малая архитектурная форма в виде испещренного резьбой портала с прямоугольным завершением и неглубокой арочной нишей, вверху украшенной резной стилизованной раковиной, растительным орнаментом и сталактитовым поясом. Утраченная со временем и восстановленная в 1963 г. реставраторами позолота орнаментов и рельефных надписей (с датой постройки и изречением из Корана) дали имя фонтану: Манзуб – Золотой.

Однако не пышный Золотой, а изящный Сельсебиль (райский источник), известный теперь как фонтан Слез, стал уникальным поэтическим центром дворца, его изюминой и прославил Бахчисарай на весь мир. Громкой славе его способствовали строки великий поэтов славянства – Пушкина, Мицкевича, Леси Украинки. Благодаря поэзии Бахчисарайский фонтан стал легендарным, сделав широко известным и дворец.

Фонтан Слез создан в 1764 г. в память любимой жены хана, красавицы Диляры-Бикеч, мастером Омером, иранским художником-декоратором и лепщиком, работавшим в Хан-Сарае. Для передачи безутешного горя в малой архитектурной форме (фонтаны, скамьи, цветочные вазы, декоративные бассейны и т. п.) мастером применен язык символов. В рамках дозволенного исламом. Ислам категорически запрещал художнику-мусульманину изображать человека и вообще все живое (кроме растений), чтобы не соперничать с Аллахом.

Композиция фонтана имеет форму строения с барочным щипцовым завершением. В украшенное по бокам полуколонками – по 3 с каждой стороны – поле «строения» вмонтирована в средней его части плита из белого мрамора с неглубокой нишей барочного очертания вверху. Обрамление ниши покрыто резьбой, в верхней ее части вырезан цветок лотоса с упрятанной в сердцевине медной трубкой, из которой капля за каплей падают поэтические слезы, наполняя 3 больших и 6 малых слезящихся чаш, – камень плачет.

Журчит во мраморе вода

И каплет хладными слезами,

Не умолкая никогда.

Так плачет мать во дни печали

О сыне, падшем на войне.

Благодаря поэзии А. С. Пушкина, посвятившего «фонтану любви» немало вдохновенных строк, творение Омера стало частью русской культуры.

Источник: Е. В. Крикун. «Памятники крымскотатарской архитектуры»