До 1917 г. евреи России обязаны были жить в строго очерченном регионе, так называемой черте оседлости, которая была установлена для них еще при Екатерине II. Они не имели права селиться в больших городах и заниматься земледелием. Условия жизни в местечках, их нищету и быт ярко запечатлели в своих произведениях Шолом-Алейхем, Я. Перец и другие еврейские писатели. После 1917 г. была отменена черта оседлости, и начался новый период в жизни и деятельности еврейского народа.
Знакомство с архивными материалами позволяет восстановить историю создания и развития еврейских колхозов в Крыму. Переселение евреев в Крым и создание земледельческих колоний началось в 1923 – 1924 гг. и носило самотечный характер.
16 декабря 1924 г. СНК СССР утвердил договор с «Агро-Джойнтом» (американское еврейское объединение «Агрономическая корпорация») о возможности работать в пределах СССР по колонизации евреев для занятия земледелием. «Агро-Джойнт» для этой цели выделил 15 млн. долларов.
Первые 34 колонии заняли около 15 тыс. десятин свободной госфондовской земли в степной части Крыма. Переселение евреев, переходящих к сельскому хозяйству, началось в Крыму в 1925 г. Для этого Наркомзем Крыма выделил Комзету (комитет по земельному устройству евреев при Президиуме ВЦИК СССР), согласно постановлению ВЦИК от 1925 г., 8 с лишним тыс. десятин земли, на которых были организованы 11 колоний с 305 семьями. Так как эти колонии создавались на одном участке, то оказалось возможным организовать здесь национальный Совет – Ротендорфский (село Советское Джанкойского района).
Переселялись евреи большей частью на пустующие земли, которые необходимо было обводнить, построить здесь жилые поселки. Техникой обеспечивали «Агро-Джойнт» и французское еврейское общество. При стихийном переселении каждая семья при вхождении в артель должна была внести 400 руб. Комзет установил три категории пайщиков: 1-я – неимущие вносят по 10 руб. на семью, 2-я – по 150 руб., 3-я – по 500 руб. Из переселяемых в плановом порядке не менее 30% остаются в категории беднейших.
Финансировали мероприятия по еврейскому переселению госбюджет, «Озет» (Всесоюзное общество по земельному устройству трудящихся евреев), «Агро-Джойнт» и другие общественные организации: французское еврейское общество, американское общество помощи еврейской колонизации в советской России «Нью-Йорк-ИКОР».
К 1928 г. переселенцами-евреями создано 88 новых деревень в среднем по 45 дворов. В 1927 г. в еврейских поселениях работало 64 трактора, 20 паровых молотилок, 36 сортировок и веялок и другая сельскохозяйственная техника. Действовали 5 заводов по переработке молочных продуктов, маслобойный, кожевенный, а также черепичный заводы.
К 1930 г. в Крыму было 14 сельских советов, где делопроизводство велось на идиш, организован еврейский район с центром во Фрайдорфе (ныне пгт. Новоселовское). Председателем райисполкома избран М. Б. Шапиро (погиб в январе 1942 г. при высадке десанта в Евпатории).
По плану 1932 г., Комзет обязался переселить в Крым 1500 еврейских семей и наметил построить 200 4-квартирных домов, 8 скотных дворов (на 100 голов каждый), 10 силосных башен, 5 зданий для сельсоветов и изб-читален, 5 бань, 4 столовые, 4 двухкомплектных школы, 4 детдома, 2 амбулатории, ветеринарную амбулаторию.
Евреи-земледельцы сыграли огромную роль в развитии экономики и культуры Крыма. В 1939 г. из 256 колхозников, занесенных в Почетную книгу Всесоюзной сельскохозяйственной выставки, 64 были евреи.
Создание еврейских колхозов было уникальным явлением не только в истории нашей Родины, но и в истории еврейского народа.
Источник: С. В. Павличенко. «Известия Крымского республиканского краеведческого музея», № 4, 1993 г.