Полиэтнический состав населения Крыма обуславливает развитие на полуострове многих религий. Естественно, что сохранилось и множество культовых учреждений, принадлежащих ранее различным конфессиям.
Хорошими строителями были тавры (названные так греками), жившие в 1 тысячелетии до нашей эры и в первые века нашей эры. На склонах крымских гор в речных долинах Альмы, Качи, Салгира, Булганака и в других местах предгорья они строили дома с дымоходами, поселения и крепости на скалистых вершинах у древних проездов и дорог. По имеющимся сведениям, их главный город именовался Палакион. Феодосию они нзывали Ардавда (город семи богов), Черное море – Темарана (тем – черное, темное, арана - море).
Первоначальные названия крепостей и поселений, следы которых сохранились в устье реки Черной, на горе Кошка в Симеизе, на мысе Ай-Тодор, на горе Кастель, на скале Караул-Оба у Нового Света, в долине реки Зуя и многих других местах, исследователями не установлены. Характерная черта: таврские строители умели обрабатывать и перемещать каменные блоки, весом иногда 1,5, а то и 3 тонны, причем порой на значительные расстояния. Крупноблочную кладку выполняли насухо, без раствора.
Глубокий след в строительном деле оставили скифы, населявшие крымские степи и часть предгорья с III в. до н.э. по III в. н.э. Греческие источники донесли названия четырех скифских городов: Неаполь и Хабеи (в черте современного Симферополя), палакий (у с. Песчаное, Бахчисарайский район), Напит. Изучены городища Джалман (п. Пионерское, под Симферополем), Чайка (близ Евпатории), Поповка, Тарпанчи на северо-западном побережье. Но большинство позднескифских городищ Крыма еще ждет систематического изучения. Скифский Неаполь пользуется мировой известностью как бывшая столица могущественного скифского государства. При возведении оборонительных стен и общественных зданий скифские мастера многое позаимствовали у соседей – тавров и херсонесских греков.
Древние греки оставили на крымском побережье богатое архитектурное наследие: построенные в IV в. до н. э. уникальные гробницы Царского и Мелек-Чесменского курганов – свидетели расцвета античного города Пантикапея (в современной Керчи), ставшего столицей Боспорского Царства; вскрытые раскопками фрагменты общественного здания – Пританея (II в. до н.э.) на склоне горы Митридат; остатки мощных оборонительных стен и башен Херсонеса и там же квартальную уличную сеть со следами усадебной застройки, остатками культовых и общественных сооружений, наиболее значительное из которых – открытый театр на 3000 мест, построенный в III в. до н. э.
Строительная деятельность раннесредневекового смешанного наследия – тавро-скифско-сарматского – широкопредставлена базиликами и комплексами архитектурно-археологических памятников – так называемых «пещерных городов», от котороых сохранились высеченные в храмах казематы, гробницы, храмы, хозяйственные помещения – частично назеные постройки и оборонительные стены. Все они расположены в Бахчисарайском районе – на обрывистых скалах, величественно возвышающихся над голубыми долинами. Наиболее впечатляющие из них – Эски-Кермен, Мангуп, Чуфут-Кале, Шулдан, Тепе-Кермен.
Большой интерес представляют искусственные пещерные сооружения и комплексы Мангупского городища. По времени сооружения ученые делят пещерные помещения Мангупа на три группы: первая – построенные в VI – VII вв., вторая – в X – XI вв. и третья – в XIV – XVI вв. Всего на территории городища выявлено до 700 пещерных помещений древних обитателей крепости. Среди них – несколько церквей и монастырей, других культовых сооружений.
Проживавшие в средневековой Таврике различные этнические группы населения оставили свои замечательные образцы архитектуры: византийские постройки в Херсонесе, остатки крепостей Алустон (в Алуште) и Гурзовиты (в Гурзуфе), древнюю церковь Иоанна Предтечи в Корчеве (в Керчи), генуэзские крепости в Кафе (Феодосии), Солдайе (Судаке), Чембало (Балаклаве), христианские (армянские) храмы в Феодосии, монастыри близ Старого Крыма и в селе Богатом, караимские храмы в Чуфут-Кале и Евпатории.Апостол Андрей Первозванный, проповедовавший учение Христа, посетил в начале 60-х годов I века н.э. Крымский полуостров и обратил часть местных жителей в христианскую веру. В IV веке н. э. христианство становится государственной религией Византийской Империи и распространяется в ее провинциях. Именно в это время Херсонес, располагавшийся на месте современного Севастополя, стал центром епархии – церковно-административного округа во главе с епископом.
Известна роль Херсонеса в распространении христианства на Руси: в разное время тут жили крупные христианские деятели, в том числе 7 канонизированных впоследствии церковных святых; в 861 году сюда приезжали славянские просветители Кирилл и Мефодий. Но наиболее значительным для истории событием, связанным с Херсонесом, явилось крещение здесь киевского князя Владимира в 988 г., принесшего на Русь православие. Таким образом, крымская земля может быть по праву названа колыбелью православия на Руси.Большой интерес представляет армянская культура в Крыму. Монастырь Сурб-Хач вблизи Старого Крыма находился в одном ряду с крупнейшими архитектурными памятниками средневековой Армении. Это столь выдающееся архитектурное сооружение, что его ставили в один ряд с церквами Рима.
Близ городских стен, внутри города, находится армянская церковь св. Архангелов Гавриила и Михаила. Сохранившаяся надпись гласит, что она построена в 1408г. «Сей храм построен во имя небесных воинов Гавриила и Михаила служителей Бога-Слова, на праведные средства Аствацатура, супруги Ахут-Хатун Садата и Хатун, детей Хачатура, Леона, Иоанесса, Магсуди, Мелика, Лета 857 г.», то есть 1408 год. Можно предположить, что церковь принадлежала армянской католической общине, в чем убеждает напоминающий итальянские памятники стиль ее архитектуры и ее место нахождения – внутри городских стен, где по запрету генуэзских властей не разрешалось строить армяно-грирорианские церкви.
В Феодосии до сих пор сохранились здания армянских церквей Св. Саркиса, Св. Геворка, Св. Степаноса, Св. Иоанна Крестителя, Свв. Михаила и Гавриила (архангелов), а также развалины других церквей в городской черте и в других местах, например, в Двухякорной бухте близ Коктебеля.
Сохранилась также церковь в некогда армянской деревне Толпы (ныне Тополевка). Она находится на небольшой возвышенности. Церковь небольшого размера и напоминает армянские церкви Иоанна Богослова и Св. Степаноса в Феодосии.Яркие страницы в каменную летопись полуострова вписали в XIII – XX вв. крымские татары (самоназвание – «кырымлы», то есть крымцы). Активная исламизация в Крыму сопровождалась возведением культовых сооружений в Солхате (ныне старый Крым).
С юго-запада на северо-восток тянется извилистая Внутренняя гряда Крымских гор. Между ней и Главной грядой Крымских гор расположено внутреннее межгрядовое понижение. Тут издревле пролегал торговый путь из Западной Европы в Азию. У подножия Аргамыша в античную эпоху возникло поселение и затем город Солхат, сохранившийся до нашего времени под сменявшимися именами: Солхат-Крым, Эски-Крым, Старый Крым.
Активная исламизация крымцев началась при ордынском хане Узбеке, вступившем на престол в 1312 г. Хан велел построить в Солхате, в ознаменование своего прихода к власти, красивую мечеть, а затем и высшее мусульманское духовное училище – медресе. После распада Золотой Орды и образования самостоятельного Крымского ханства, основателем которого стал в 1443 г. Хаджи-гирей, внук золотоордынского хана Тохтамыша, перенесший ханскую резиденцию в Бахчисарай, значение Солхата-Крыма постепенно теряетсяю Его стали называть Эски-Крымом (Старым Крымом). Он еще долго был почитаемым, окруженный былой славой, но все же неуклонно угасающим.
Роняемый Солхатом лавровый венок лучшего торгового города крымцев подхватил вскоре и увенчал им себя другой город предгорья – Карасу-Базар (нынешний Белогорск), принадлежавший роду могущественных беев Ширинских. О главной «профессии» города,благодаря которой он рос, как на дрожжах, говорит само название: Карасу-Базар, рынок на Черной речке, или Чернореченский рынок. Здесь было построено два караван-сарая. Крымцы их называли «ханами». Остатки одного из них, Большого Таш-Хана (Каменного двора), возведенного в XV в., можноосмотреть и сегодня в сквере на улице Луначарского.
Кичик-Стамбулом (маленьким Стамбулом) называли современную Кафу, ставшую при османах, в XVII в. огромным городом с 80-тысячным мусульманско-христианским населением. Турки, как и генуэзцы, много строили, но их строительная деятельность пошла по иному пути. Получив от побежденных в готовом виде мощные оборонительные стены кафы с грозными башнями и цитаделью, победители стали активно омусульманивать завоеванный край. Если у кафинских армян при турках было 28 церквей, у греков 15, у евреев 2 синагоги, то османы за время пребывания в Кафе соорудили 70 мечетей.
Благодаря переустройству в кафе-Феодосии хорошо сохранилась древняя мечеть Муфтий-Джами, построенная в 1623 г. в османских архитектурных традициях. После присоединения Крыма к России и эмиграции из Феодосии туроке на их историческую родину кафинская мечеть была приспобоблена под армянский храм Успения, служила армянам в этом качестве длительное время. Мечеть Муфтий-Джами за многие годы послужила храмом туркам, крымским татарам и крымским армянам и, долго пробыв в разрушительном запустении, вновь обрела в 1975 году прежний, достойный мусульманского храма благочестивый вид, которым обязаны реставраторам – крымским и киевским.
Бахчисарай строился в несколько этапов и необычно: от окраины к центру. Для первого поселения крымские татары-ханцы облюбовали место вблизи торгового пути Солхат – Херсонес, там, где Чуруксу, вырвавшись из узкого ущелья, плавно поворачивала в широкую долину Качи (теперь на этом месте железнодорожная станция).
Наиболее древний мавзолей стоит слева у дороги на Севастополь. В посвятительной надписи над дверью сообщается, что гробницу приказал построить Мухаммед-Шах-Бей для своей матери Бей-Юде-Султан. Вход украшала архитектурная форма, присущая сельджукскому типу сооружений, - небольшой арочный портал с фигурными нишами по бокам.
Своеобразный ансамбль составляет группа из трех мавзолеев на современной улице Буденного и отдельно стоящий мимбер. Мимбер представляет собой восьмигранную башенку с шатровым, также восьмигранным, завершением. Каменная лестница из 12 ступеней ведет к дверному проему, перекрытому килевидной аркой, пропуская в цилиндрическое, около метра в диаметре, помещение проповедника с семью окнами килевидной формы. Наружные стены в уровнях пола и потолка помещения опоясаны профилированным карнизом небольшого выноса.
Примерами некоторых мавзолеев Азиса могли вдохновляться строители дюрбе в других местах Крыма, в том числе в Кырк-Ер (Чуфут-кале) и Салчике, где хан при политической нестабильности избрал ставку ханства.
Первыми освоили обрывистое плато, как полагают, в IV веке алансарматы, основав здесь город-крепость, впоследствии названный Чуфут-Кале. Крепость надежно укрывала на протяжение веков мирное население окрестных долин в опасные дни очередных нашествий все новых волн воинствующих кочевников – гуннов, мадьяр, хазар, печенегов, половцев…
В настоящее время в Салачике, нынешнем Старолесье, на территории бывшего ханского дворца размещаются строения дома-интерната инвалидов. Но лишь два старинных здания бывшего дворцового комплекса, два чудом уцелевших каменных свидетеля, могут рассказать современному посетителю этих мест о себе и о свое времени: медресе Зинджирли и дюрбе Хаджи-Гирея. Остальное навсегда утеряно.
По книге А.С. Слепокурова Геоэкологические и инновационные аспекты развития туризма в Крыму