В раннее средневековье происходит бурное изменение этнического состава населения Таврики. Начало этому положило «великое расселение народов» – вторжение на полуостров готов и гуннов.
В VIII в. народы Таврики увидели новых завоевателей – тюркоязычные племена хазар.
В VII в. племена создают свое государство – Хазарский каганат на землях Нижней Волги и Северного Кавказа. С конца VII в. хазары начинают свое продвижение к Азовскому морю, захватывают Северное Причерноморье и вторгаются в пределы Таврики. Местное население полуострова вело с ними отчаянную борьбу, но силы были неравными. Хазарам удается захватить значительную часть края и даже Сугдею и Херсонес. Правда, вскоре Херсонес сумел освободиться.
Придя в Крым, хазары были язычниками, несмотря на то что у них уже существовало государство. Главным божеством у них был Тенгри-хан, но единого божества не было. Они «приносили жертвы огню и воде, поклоняясь некоторым богам путей, также луне и всем творениям, которые им казались удивительными».
Одному из хазарских правителей – Али-Алитверу – удалось обратить часть подданных в христианство. Но новая религия внедрялась с большими трудностями. Да и сами хазарские правители особой настойчивости в этом не проявляли. Этот факт, очевидно, можно объяснить тем, что верхушка хазар не желала распространения влияния Византии.
В конце VIII – начале IX вв. каган Обадия принимает иудейскую веру. За ним последовала и верхушка каганата. Простое население неохотно принимало и эту религию.
Во второй половине Х в. киевский князь Святослав наносит сокрушительное поражение Хазарскому каганату, и к концу Х в. это государство перестает существовать. Часть хазар осталась в Крыму и ассимилировалась с местными народами. Многие исследователи считают потомками хазар в Крыму караимов.
В VIII – IX вв. в Таврике появляются протоболгары. Основные их поселения на полуострове находились в степных и предгорных районах. В Таврику эти племена проникают из Приазовья. Это были тюркоязычные кочевые племена, которые постепенно перешли к оседлому образу жизни.
В конце IX в. в Крыму появляются новые завоеватели – тюркоязычные кочевые племена печенегов. Они захватили значительную часть полуострова, включая Боспор и Херсонес. В этот период печенеги имели большое влияние в регионе. Но к середине XI в. они потерпели ряд сокрушительных поражений от своих соседей. Большая часть печенегов покидает Таврику, но часть из них остается на уже обжитых землях.
В конце Х – начале XI вв. в Таврику вторгаются половцы (по названию одного из главных половецких племен их еще называют кыпчаками). К этому времени они уже овладели значительной территорией от Тянь-Шаня до Дуная. Это также тюркоязычные кочевые племена. У них еще не существовало единого государства, но были созданы крупные племенные объединения, во главе которых стояли ханы. Половцы отличались от своих «предшественников» – темноволосых печенегов тем, что в своем большинстве они были светловолосыми и голубоглазыми.
Половцы захватывают значительную территорию Таврики. Арабский источник Элайни считал Сугдею «наибольшим из городов Кыпчакских». В ХI в. основная часть половцев принимает единую религию – ислам.
С вторжением в ХIII в. монголо-татар значительная часть половцев покидает Крым.
Появление в Таврике все новых и новых племен и народов было связано не только с военными вторжениями, но и с переселением. Так, на полуострове появляются переселенцы с Кавказа – прежде всего армяне.
С древнейших времен (по утверждению ряда историков, во II – I вв. до н. э.) в Таврике появляются евреи. Их численность значительно увеличивается в VII в., когда они подвергаются гонениям в Византийской империи. Особенно много евреев оседало в городах, где они начинают играть определенную роль. Правители хазарского каганата даже заимствовали у них религию – иудаизм. Евреи в основном занимались различными ремеслами и особенно торговлей.
Вторжение в Таврику различных племен и народов не прошло бесследно. Оно оказало значительное влияние на все сферы жизни. Эти народы находились на различных уровнях развития, имели особенности в культуре, хозяйстве, быте. Та часть из них, которая осталась на полуострове, не исчезла бесследно и оказала значительное влияние прежде всего на формирование этнического состава населения Таврики.
В. П. Дюличев «Рассказы по истории Крыма», А. Меметов «Крымские татары»