ДостопримечательностиИстория и архитектураПамятники архитектуры

Дворец в Коккозах и другие памятники

Голубинка, Ароматное, Счастливое, Орлиный Залет, Соколиное... Уже сами эти названия, возникая на слуху у пассажиров автобуса при въезде в зеленую Бельбекскую долину, создают положительную ауру. Могучая природа, прощая людям бесчисленные раны и истязания при очередных с нею общениях и "преобразованиях", вновь и вновь каждую весну, удивляя материнской силой возрождения, щедро одаривает своих губителей богатством красок, нежным благоуханием расцветающих садов и врачующим свойством сменяющихся пейзажных композиций, восполняет дефицит кислорода.

Весеннее, нежно-зеленое обрамление реки Коккозки — левого притока Бельбека — с аппликацией шоссе Бахчисарай – Ялта, упирается в живописное ущелье между массивами горы Бойка слева и Орлиным залетом справа. По обе стороны асфальтовой ленты рассыпало на бойкинском склоне свои домики село Соколиное, бывшее Коккозы, с центром внизу, в ущелье. На южной окраине села, где река делает S-образную петлю, а дорога переходит с левого берега на правый, находится необычное сооружение асимметричной композиции с башней, перепадами черепичных крыш и островерхими каминными трубами, как в Хан-Сарае. Это бывший Коккозский дворец князей Юсуповых, построенный в 1910 г. архитектором Н. П. Красновым, создателем Ливадийского дворца для императорской семьи.

В облике сооружения легко угадываются стиль и архитектурные мотивы Бахчисарайского дворца. И неудивительно: в течение 10 лет, начиная с 1900 г., Краснов участвовал в работах комиссии по реставрации ханского дворца — выполнял обмерные чертежи, проекты ремонта, эскизы реставрации деталей, собирал предметы национального быта и утвари. В выборе стиля немалую роль, безусловно, сыграло происхождение заказчика, русского вельможи из древнего княжеского рода, родоначальником которого был ногайский князь Юсуф, а его сыновья с 1563 г. жили в России.

Хорошо продуманный зодчим, похоже, позаимствованный в Бахчисарае эффект внезапного в перспективе улицы появления Юсуповского дворца за мостом через Коккозку, ныне начисто перечеркнут современным трехэтажным зданием школы-интерната. Типовая безликая коробка нахраписто заслоняет лучший обзор творения Краснова. И теперь, лишь минуя ее, можно увидеть с дугообразного объезда, взбегающего правобережьем Коккозки, всю композицию дворца, раскрывающую за вспомогательными постройками боковые и главный фасады, являя интересные подробности архитектурных приемов мусульманского востока. Ярко, выразительно вырисовываются прекрасные формы здания, обогащенные деревянными галереями стрельчатого рисунка, пластика и высокое качество исполнения деталей, главенство видовой башни с нависающей обходной галереей под шатровой черепичной крышей. Следует учесть, что изначально вся крыша, с этими же каминными трубами, была покрыта блестящей майоликовой черепицей цвета морской воды, а стрельчатые окна имели ажурные переплеты.

В левой стене у главного входа в здание устроен оригинальный пристенный фонтан Голубой глаз в виде неглубокой стрельчатой ниши, облицованной майоликовыми плитками зеленоватого цвета разных оттенков, как бы имитирующих татарский коврик — плахту. Верхняя часть арки украшена пышно орнаментированной прямоугольной каймой голубых тонов. В центре "плахты" помещено керамическое изображение стилизованного голубого глаза, из слезницы которого стекает в приемный бассейн струйка кристально чистой родниковой воды, подведенной сюда из горного источника и пользующейся славой целебной. Способ архитектурной обработки фонтана — дань автора модерну, стилевой моде того времени (начало XIX в.), а сама идея Голубого глаза связана с легендарным происхождением названия села: Коккоз в переводе с татарского - голубой глаз.

Мотив голубого глаза повторен в большой витражной композиции высокого парадного холла, а внутри дворца имелись еще два пристенных фонтана. Один из них являл собой выполненную в майолике копию бахчисарайского фонтана Слез и находился в большой двухцветной гостиной, другой — в фойе при выходе из дворца в парк. Выполненный в цветной майолике фонтан воспроизводил тоже одну из местных легенд и назывался Сказка. Помещенная в стрельчатой нише барельефная композиция Сказки изображала двух жар-птиц с женскими головами и пышными бюстами.

Выход в парк был устроен в виде арки с кованной из бронзы решетчатой дверью, свободно пропускавшей во дворец ночную прохладу в знойную летнюю пору.

Выполненные в "восточном вкусе" интерьеры и внутреннее убранство, к сожалению, не сохранились.

Мало что осталось от некогда обширного ландшафтного парка, где были Английский и Восточный уголки. Во время оккупации Крыма в 1941—1944 гг. его вырубили немцы, базировавшие во дворце контрразведывательную специальную часть с казино для офицеров-карателей. В предвоенные годы дворцовые постройки арендовали школа, сельсовет, потом клуб, музей, а после войны — турбаза и, наконец, школа-интернат.

После полной реставрации дворца в его воссозданных интерьерах, возможно, откроется музей культуры и быта крымских татар или другое, надо полагать, культурное заведение. Быстротекущая жизнь подскажет, какого именно профиля будет культурный центр, если жизнь действительно станет богаче и краше, а не превратится в полигон для испытаний на прочность амбиций враждующих кланов и структур. Разумеется, реставрации и восстановлению должен подвергнуться весь дворцовый комплекс. Кроме описанного главного здания, в комплекс входит так называемый корпус с башней (предназначавшийся для размещения гостей), ныне совершенно искаженный переделками, а также хозяйственные постройки, ограда и фонтан у ворот, выполненный в виде покрытой черепицей стелы высотой 3 м из тесаных диоритовых блоков, с полуциркульной нишей, водометом, небольшим резервуаром и тремя ступенями подхода к нему. В перспективе — воссоздание ландшафтного парка с экзотическими уголками.

Сверх того, что находится в пределах дворцовой ограды, к комплексу дворца относится мост через Коккозку и стоящая перед ним с северо--западной стороны, углом к улице (из-за ориентации), мечеть, построенная неизвестным мастером в 1910 г. на средства князя Ф. Ф. Юсупова.

Юсуповская мечеть — прямоугольное в плане здание длиной 15 и шириной около 12 метров базиликального (зального) типа, с черепичной кровлей, двумя ярусами стрельчатых окон, крытой галереей при входе и отдельно стоящим минаретом.

 

Источник: Памятники крымскотатарской архитектуры. Крикун Е. В.