Досуг в КрымуИнтеллектуальный отдыхМузеи

Дом-музей Е. Нагаевской и А. Ромма

Знакомство с Бахчисараем продолжается. Пройдя вдоль восточной грады дворца по Историческому переулку и свернув влево, через пар попадем на улицу Восточная, 11. Здесь находится Дом-музей Е. Нагаевской и А. Ромма. Собственно, это скорее мини-комплекс, объединяющий старый дом с террасой – собственно музей, и трехэтажное современное здание, где есть большой выставочный зал и, сообразно обычаям гостеприимства для «пилигримов Крыма», – достаточно места для размещения групп в 10 – 12 чел. Другими словами, это еще и «мини-гостиница», идеально соответствующая распространившейся ныне моде на «зеленый туризм», когда путешественники, забредающие в отдаленные и, как правило, самые интересные уголки горного Крыма, могут рассчитывать на гостеприимство, увлекательную беседу и ночлег.

В музее сберегается художественное и мемориальное наследие замечательной пары художников и искусствоведов – Елены Варнавовны Нагаевской и Александра Георгиевича Ромма. Здесь сохранена обстановка, окружавшая их при жизни, собраны картины, отразившие творческие искания русского авангарда и романтические мотивы, навеянные Крымом и Востоком; архивные материалы, искусствоведческие исследования, мемуары, дневниковые записи.

Собственно, это скромный татарский домик, купленный после смерти А. Г. Ромма в 1952 г. его вдовой – Е. В. Нагаевской на гонорар от издания его фундаментального исследования «Русские монументальные рельефы». С тех пор Елена Варнавовна постоянно приезжала в Бахчисарай и работала по полгода. Проводя зиму в Москве, где находилась ее квартира и мастерская. Двери ее дома были всегда распахнуты для людей творческих – это был настоящий «дом художника».

Гостями А. Ромма и Е. Нагаевской бывали и живали иногда подолгу, художники, археологи, писатели и поэты.

В 1937 г. Е. В. Нагаевская познакомилась с К. Ф. Богаевским, выдающимся мастером романтического пейзажа, оказавшим большое влияние не только на стиль, но и на мировоззрение художницы. В серии крымских пейзажей раскрылась та сторона ее дарования, которая прочно связана с классической традицией русского романтического пейзажа. Лирическая тонкость и углубленность раздумий, и вместе с тем образ природы – свидетельницы истории придают особую значительность ее крымским пейзажам.

В 1959 г., в Бахчисарае, состоялась ее первая персональная выставка. Написанные бесхитростным языком отзывы в книге посетителей – в большинстве жителей Бахчисарая и окрестностей – рассказывают об удивленно-радостном восприятии искусства художницы, раскрывшей им глаза на красоту и значительность родных, знакомых мест. Отмечались также «самобытный талант», «мастерство в изображении природы Крыма», «передаче ее внутренних состояний»; «умение передать воздух, сияние дымки, окутывающей горные дали». Художница, как мастер крымского пейзажа, бесспорно нашла себя, нашла своего зрителя.

Живописная поэма о Крыме дополнилась прозаической – в 1976 г. Е. В. Нагаевская пишет путеводитель «Бахчисарай и окрестности», выдержавший несколько изданий.

 

 

Источник: Т. М. Фадеева, М. В. Соколова. «Бахчисарай и его окрестности»