Пещерный монастырь Чилтер-Мармара расположен в 1,5 км к северо-западу от с. Терновка (бывшее Шули) в обрыве скалы Чилтер-Кая. Последняя нависает над Кара-Кобинской и Шульской долинами.
В Чилтер-Мармаре выделяются четыре церкви.
Церковь № 1 расположена во 2-м ярусе пещер, в восточной части большого естественного грота. Южный край грота поддерживается шестью скальными столбами, один из которых в настоящее время разрушен, но его остатки видел еще А. Бертье-Делагард. В настоящее время в церкви отсутствуют южная и западная стены, которые, очевидно, были сложены из камня.
Храм прямоугольной формы. Апсида полукруглая, полуциркульная, возвышается над наосом на 0,1 м. В середине пола апсиды – вырубка для основания престола. От наоса апсида отделялась алтарной преградой, которая была, вероятно, деревянной. Подрубка от основания последней просматривается в полу.
В северо-восточной стене вырублена маленькая ниша, вероятнее всего, жертвенник. В восточной стене сквозная вырубка, в ней окно. Не исключено, что оно образовалось в результате вывала скалы при высекании ниши. С внешней стороны окна к апсиде примыкают две могилы. В северной стене, рядом с апсидой, прирубка с могилой в северо-западной части пола.
Вдоль северной стены расположена скамья, а в полу наоса вырублено 5 могил. В западной и южной частях церкви видны «постели» для укладки каменных стен.
Не исключено, что хозяйственные приспособления в гроте появились в период позднего средневековья, когда, после прекращения жизни в монастыре, его помещения могли использоваться жителями деревни Шули.
Церковь № 2 расположена в 3-м ярусе с южной стороны прорубленной там галереи. Все 15 помещений 3-го яруса соединялись между собой, образуя единый комплекс.
Уже во времена Бертье-Делагарда (известного исследователя пещерных церквей Таврики конца XIX в.) алтарная часть церкви была разрушена, сохранившаяся же имеет неправильную в плане форму.
От алтарной части в северо-восточной стене сохранились подрубки, судя по которым, глубина алтаря была 2 м. Под потолком, над местом алтарной преграды, вырублен крест. В северо-западной части помещения – две вырубленные в полу могилы, сориентированные по оси храма. Над ними остатки неразборчивой греческой надписи. В северной стене имеется ниша, а в южной находится хорошо обработанный вход в галерею, над которым снаружи вырублен крест.
Скорее всего, как и предполагал Бертье-Делагард, данный храм являлся небольшой часовней.
Церковь № 3 находится в 4-м ярусе. Вход в него, ранее располагавшийся над алтарем храма № 1, в настоящее время разрушен, и попасть в него можно только с помощью специального оборудования. Е. Веймарн считал, что помещения 4-го яруса представляют собой обособленный культово-бытовой комплекс, состоящий из небольшой церкви и сопутствующих ей жилых и хозяйственных помещений.
Церковь имеет в плане прямоугольную форму. Южная стена почти полностью разрушена. Алтарная преграда была деревянной, видны следы ее крепления. Престолом является ниша в восточном углу, вырубленная на высоте 0,7 м от уровня пола.
На стене алтаря, слева от престола, высечены две площадки для надписей, в одной вырезан крест и надпись «раб божий…6911-й» (1403 г.). Справа от престола, в квадратной впадине, также видны крест и остатки неразборчивой надписи. По мнению Н. Репникова, жертвенник находился на месте рухнувшего участка южной стены. Вдоль северной части восточной стены вырублена высокая скамья. Потолок в помещении плоский.
Церковь № 4 расположена в 5-м ярусе, у входа в карстовую пещеру. В плане она неправильной формы. Престол высечен в скале и примыкает к восточной стене. Слева от него вырублена ниша. В южной стене произошел вывал в обрыв. Вход в помещение был с запада. На стенах много граффити и следы неразборчивой надписи.
Рядом с церковью, к северу от входа в нее, в боку карстовой пещеры вырублен алтарь, аналогичный алтарю в карстовой пещере Мангупа.
Нет сомнений, что А. Бертье-Делагард и Е. Веймарн были правы, интерпретировав церковь № 4 как небольшую часовню у входа в карстовую пещеру. Учитывая большое число крестов и граффити на стенах часовни и нахождение рядом алтаря, можно предположить, что это место было особо почитаемо.
Е. Веймарн связывал создание здесь часовни с культом воды. Вероятно, этот комплекс может иметь и другое объяснение. Не исключено, что один из первых особо почитаемых отшельников мог поселиться в карстовой пещере, а уже в память о нем во время сооружения монастыря могли высечь часовню.
К Чилтеру, вероятно, относился и небольшой комплекс, выявленный разведками 1935 г. Он расположен над Шульской долиной, в 1 км от монастыря. Здесь в скале вырублены дверной проем и лестница из 14 ступеней, ведущая на площадку перед естественным гротом 20х5 м. «В его восточном конце в стене – подобие апсиды и жертвенника. Вдоль задней стены ряд гнезд для деревянных стропил».
Данный комплекс очень напоминал скит в Мартыновской балке и являлся, скорее всего, небольшим скитом или келией, подчиненной Чилтеру.
Учитывая большое число помещений и следы перестроек в них, а также разрушенность ряда пещер, можно сделать вывод, что монастырь существовал довольно длительное время. Верхней хронологической границей, вероятнее всего, является последняя четверть XV в., после которой жизнь здесь если и теплилась, то новое строительство вряд ли велось. В начале XV в. монастырь, несомненно, существовал (надпись в церкви № 3). Возможно, в память о неизвестном «рабе божьем», умершем в 1403 г., и был вырублен данный храм, но, вероятно, монастырь возник раньше. Ведь такие храмы были известны на протяжении всего средневековья.
Источники: Пещерные церкви Таврики, Могаричев Ю. М.