Республика КрымКультура и искусствоЛитература

«Черное море»

Так называется литературно-художественный журнал Союза писателей АРК.

Обращаясь к читателям, главный редактор издания Николай Кобзев так выразил его основную идею: «Мы видим «Черное море» как трибуну свободомыслия, высокой нравственности и человечности». Журнал содержит серьезную прозу: роман известного писателя, лауреата премии Крыма Леонида Ефанова «Кавказский фельдмаршал», захватывающий фабулой, покоряющий исторической достоверностью. Рассказы Владимира Сорокина, передающие трагизм армейской повседневности, в которой кому-то суждено быстро повзрослеть, кому-то остаться неоперившимся юнцом, не сумевшим подняться на крыло, не справившимся с ситуацией, не встретившим в критический момент поддержки. Тонкие, глубокие философско-психологические размышления Александра Грановского уместились в коротеньком сюжете «Линза», в основе которого лежит жизненная ситуация, показывающая зыбкость границы между добром и злом, силой и бессилием, человечностью и бесчеловечностью.

Поэтов в Крыму, пожалуй, больше, чем прозаиков. Порой кажется, что стихи пишут все. Может, большого греха в том нет. Вот только бы количество в качество перерастало. А качество уже на страницы печатных изданий попадало. Без промежуточных вариантов. Но без них и новый журнал не обошелся. А жаль – надо бы марку держать, памятуя о провозглашенных высоких целях. Ну, да будем надеяться. Читатель разберется, где настоящая поэзия, а где достойная лишь домашнего «пользования».

Литературно-критическое эссе поэтессы Ирины Сотниковой покоряет искренностью и открытостью автора, стремлением и умением увидеть и отметить оригинальность талантливых строк, в которых, как в зеркале, отражается сущность поэтической души, ее тайна, ее судьба. «Вселенные поэтических душ…» – это личное путешествие поэтессы по мирам книг любимых ею авторов. Раскрывая для себя суть их творчества, Ирина легко, ненавязчиво вовлекает читателей в свое путешествие, надо сказать, весьма увлекательное и полезное.

Чтение, как и сочинительство, – труд. Над многими страницами журнала «Черное море» взявшим его в руки придется потрудиться, напрячь ум, воображение. Соавторства, граничащего с сотворчеством, требуют размышления Владимира Казарина о глобализации и проблемах сохранения языкового многообразия современного мира, Дмитрия Синицы о крымском андеграунде. Для многих будет интересным знакомство с творчеством крымскотатарского писателя Дженгиза Дагджи. Кто-то с удовольствием перелистает вместе с Галиной Печаткиной крымские страницы жизни и творчества автора «Крымских очерков» Сергея Елпатьевского. Григорий Пятков, напомнив, что судьбы творений писателей неисповедимы, ведет речь о «художнике живого слова» (как называли его современники) Владимире Шуфе, лирике, знатоке античности, средневековья и Крыма. «О качестве поэзии В. Шуфа я говорить не буду – стихи сами скажут за себя. Пока находилась у меня книга «Крымские стихотворения», я читал и перечитывал ее и никак не мог налюбоваться великолепным русским языком автора, неповторимой образностью и знанием материала», – пишет Пятков и дает возможность читателям ощутить красоту поэтического слова нашего земляка, вернувшегося из забвения, его очаровательный юмор.

 

Настали дни летней засухи,

Совсем измельчала печать,

Газеты печальны и сухи, –

В них даже «воды» не видать…

 

От зноя лучей раскаленных

Все высохло, вкруг ни души,

И хор публицистов зеленых

Чуть квакает в летней тиши.

 

Журнал привлекателен благодаря хорошему вкусу оформителей: Ольги Степановой, Полины Родрегес-Ании, Антонины Чуриной, Эрики Заргарян, рисунки которых –иллюстрации, и вполне самостоятельные художественные произведения.

 

Источник: Л. Обуховская. «Крымская правда». N 86, 2003 г.